Важную роль в оформлении интерьера играет декор. Он оказывает большое влияние на стиль и подчеркивает достоинства и характер помещения. С учетом стилевого решения должны быть подобраны, продуманные до мелочей, аксессуары. К наиболее популярным предметам для оформления стен относятся картины. Сейчас у каждого есть возможность выбрать изображение на свой вкус, будь то графический рисунок, фото или классическая масляная живопись. Чтобы придать полотну законченный вид, часто используется багет для картин. К счастью, есть возможность купить готовый вариант в магазине, самостоятельно подобрав его внешний вид, размер, материал или даже сделать своими руками.
Видов рам для картин существует множество на любой вкус. Для ценителей лаконичного интерьера можно оформить изображение простым багетом без лишнего декора. Классический стиль предполагает украшение стен живописью с массивными резными рамами, выполненными из дерева. Кухня хай-тек не приемлет лишнего декора, но вполне может позволить разместить на стене пару постеров или фото в металлическом обрамлении.
Багет для картин из дерева
Натуральная древесина – наиболее популярный и традиционный материал для изготовления рам различной толщины, формы, с декором или без него. Дерево обладает рядом преимуществ, среди которых наиболее весомыми считаются: привлекательный внешний вид, даже в необработанном состоянии, прочность, долговечность и экологическая безопасность.
Деревянное обрамление для картины можно купить в магазине, выполнить под заказ в мастерской или сделать своими руками по фото и инструкциям, найденным в интернете или журналах. Этот натуральный материал идеален для рукотворных живописных полотен, гобелена, вышивки, акварельного или пастельного рисунка.
Деревянный багет
Дерево – самый распространенный вид материала для багета. Создание такой рамы — довольно сложный творческий процесс, а резной багет можно назвать произведением искусства.
Из преимуществ деревянного багета можно выделить долговечность. Сам натуральный материал подразумевает качество, а лакокрасочные покрытия защищают его от воздействия внешних факторов. Он прослужит много лет, сохраняя при этом отличный внешний вид.
Еще одним плюсом багета из дерева можно считать особенность фактуры. Из этого материала можно создавать как рельефные, так и гладкие изделия. Кроме того, окрашивая их специальной краской, можно оформлять багеты в разных стилях — под камень, металл или искусственно состарить раму.
Следует выделить экологичность дерева. Это означает, что изделие безопасно для людей, так как не содержит в составе вредных примесей. А еще дерево приятно пахнет, создавая особенную атмосферу в помещении.
Создание деревянного багета
Для создания деревянных багетов используют лучшее дерево без изъянов и сучков. Материал полностью высушивают, благодаря чему он становится легче и плотнее. Если дерево высушить не полностью, можно получить некачественный продукт — материал будет досыхать в готовом багете, отчего в нем могут появиться щели.
Чтобы получить качественный багет, купить его лучше в проверенном месте. Так вы будете застрахованы от разочарований в будущем.
Изделия, изготовленные из пластика
Неплохой альтернативой деревянной раме может стать багет для картины из пластика. В отличие от дерева он более легкий по весу, к тому же его стоимость значительно ниже, чем у предыдущего варианта. Если картина не представляет особой материальной ценности, не является произведением искусства или антиквариатом, то пластик вполне подойдет для обрамления живописного холста, фото или плаката.
Пластиковые рамы, как и деревянные, могут иметь резной декор, различную форму и размер. По желанию можно заказать их изготовление в разнообразных оттенках, в соответствии с дизайном интерьера. Такие варианты легко купить в магазине, сделать под заказ в багетной мастерской или изготовить своими руками.
История багета для рам
Слово «багет» пришло к нам из Франции (фр. baguette, букв. палочка) и означает: «резная или крашеная планка для изготовления рамок или украшения стен».Традиционно багет и рамы для картин изготавливали из дерева, но также нередко встречались рамы из серебра, бронзы и других металлов. На протяжении веков мода и стиль рам для картин менялись, как и художественные направления и интерьерные течения. Но одно оставалось неизменным — это связь между рамой и картиной, хорошо подобранная рама подчеркивает индивидуальность картины и ставит картину, а не раму, на первый план.
Применять багет начали еще в Античности. Первые рамы археологи нашли в Египетских гробницах, которые датируются более 2 тысяч лет до нашей эры. Археологами был найден Фаюмский портрет, обрамленный в деревянную раму. Это свидетельствует о том, что портрет вместе с рамой до захоронения висел в жилище. Однако раму тех времен правильнее называть бордюром или границей для разделения интерьера и портрета.
Багет при оформлении интерьеров
Изначально багет использовался для сокрытия просветов между декорациями и поверхностью. Резной багет применялся при украшении дворцов, богатых домов, вилл. Мастера использовали багет, чтобы декорировать стены и потолки, например, выделяли мозаику, фресковую живопись. При подборе багета для украшения интерьеров мастера стремились, чтобы он гармонировал с окнами и дверями.
В Средние века багет более всего использовался в оформлении храмов, церквей, кроме того багетом украшали страницы рукописей.
Багет для картин
Самый старинный багет применялся как бордюр или граница между настенными росписями, картинами, гончарными изделиями и архитектурой здания. Египетские и греческие художники использовали багет или бордюр, чтобы разделить свои настенные росписи на небольшие секции. В те времена рисунки и картины делались на расписных панелях, в которых рама и само произведение делалось и вырезалось из одного куска дерева.
Несмотря на сложность производства, рама или бордюр вырезалась для того, чтобы защитить вещь и добавить глубины. Со временем был изобретен более эффективный метод производства, в котором багет производят метровыми кусками дерева. Позже эти куски дерева прикреплялись к деревянной панели и создавали такой же эффект, как и рама. Куски дерева для рамы скреплялись клеем и гвоздями. Пример такой рамы можно посмотреть на картинке.
Архитектурные рамы
Первую независимую раму (отделенную от иконы и картины) создал художник Джентиле Де Фабиано в 1423 году, в которую была вставлена основная нарисованная панель алтаря “Поклонение волхвов“. Эта рама относится к стилю Готики и ассоциируется с Венецианским вкусом.Более поздний пример такой храмовой или архитектурной рамы – Благовещение Кортона художником Фра Ангелико. Эти рамы и произведения вдохновили мастеров на создание рам для частных коллекций икон.
Кассетные рамы
Дизайн рам на алтарях развивался вместе с изменениями в архитектуре. В 15-16 веках стала развиваться портретная живопись, что выходило за пределы религиозной тематики и повлекло за собой развитие рамы. Для обрамления портретов стала применятся кассетная рама („ маленькая коробочка“).
Касетная рама включала в себя расширенный и одинаковый профиль со всех четырех сторон картины. Структура таких рам появился от упрощения храмовых рам , что сделало их более доступными. В 16-17 века профиля и багет таких рам развивали региональные тенденции и мотивы, что повлекло к появлению определенных региональных стилей ( Тосканский, Венецианский, Болонский и Неаполитанский).Соединялись такие рамы внахлестку (90 градусов).
Галерейная рама
Как писалось ранее, главное различие между храмовой и кассетной рамой в том, что у кассетной рамы одинаковый профиль со всех четырех сторон. Однако есть еще один тип рам – галерейная рама, который размывает понятия этих двух типов рам. Как и кассетная рама, галерейная рама служит украшением картины. Галерейные рамы могли быть симметричные, но отсутствие структурных частей классифицирует их как архитектурные рамы. Или галерейные рамы могли быть симметричны по горизонтали и вертикали, иметь конструкцию кассетных рам и единственное различие было бы в профиле и багете рамы.
Самой успешной галерейной рамой можно назвать рамы Сансовино (резная рама). Их название пошло от Флорентийского скульптора и архитектора Якопо Сансовино, который проживал в Венеции с 1527 до его смерти в 1570 году. Главной отличительной чертой его рам были повторяющиеся и сплетающиеся завитки, очень часто огрубленные, иногда с добавлением сюжетов животных и людей. Эти рамы использовались во времена Ренессанса, когда полотнам великих художников требовалось красивое, достойное оформление. Оформление багетом стало отдельным искусством. Мастера развивали технику изготовления рам для картин. Багет становится изысканным, богатым. Зачастую художники того времени и сами придумывали эскизы багета и брались за его исполнение. Этот тип рам просуществовал большую часть 17 века и стал символом Венецианского стиля рам. Позже по типу этих рам начали делать более упрощенные версии.
Материалы для рам в Эпоху Ренессанса
Мастерская Ренесанса очень кропотливо относились к разным породам дерева при использовании в орнаментах рам. Недорогая древесина (тополь, ель и сосна) оставлялись для вторичных частей рамы. Из-за его ровной структуры тополь использовался для создания простых профилей рамы. Липа, которая схожа с тополем, но имеет более ровную и компактную структуру, больше подходила для более сложных резных рам. Все эти виды древесины использовались для изготовления рам, которые позже проходили процесс золочения. Дерево грецкого ореха более дорогое, поэтому использовалось для не золоченых рам или частично золоченых (luminolegno). Богатый цвет грецкого ореха очень сильно ценился мастерами, часто этот цвет имитировали с помощью других пород дерева. В середине 16 века черное дерево использовалось для профилей дорогого багета, который декорировали полудрагоценными камнями. Дуб редко встречался в итальянских рамах.
Концептуальные рамы
Во времена возрождения картины и иконы художников получали не только «материальные рамы», но и «концептуальные» рамки. Поэтому рамы для картин, напоминающие „окно в стене“, первыми видели дневной свет. Позже, во времена Канта, это будет представлено в академическую теорию искусства и усилено системой мнений о картинах, связанных с ремеслом, античностью. Это значило, что работа художника „обрамлялась“ не только материальной рамой, но и письменными и сказанными декларациями и значениями, такие как каталоги выставки, книги, заметки автора. С некоторым упрощением можно сказать, что рама для визуального изображения – это встреча автора картины и взора зрителя, в результате чего рождается художественный образ. В связи с тем, что картина в разные времена воспринимается по-разному – это объект исторически изменчивой важности.
Багет для картин из металла
Современным технологичным вариантом является использование в декоре интерьера металлических элементов. Это коснулось и оформления изображений. Надо понимать, что рама из алюминия не уместна для классической масляной или пастельной живописи, зато плакат, постер или фото вполне можно оформить подобным образом.
Чаще всего металлические рамы используются в офисах или выставочных залах для разного рода рекламных объявлений, афиш, презентационных материалов. Но для любителей техно такой вариант уместен и в интерьере квартиры.
Виды багетов
В продаже имеются рамы для картин в нескольких вариантах профиля. Подобрать нужный для себя можно исходя из стиля интерьера, вкусовых пристрастий, а также типа изображения, которое планируется оформить.
- Классический вид профиля. Такой багет создает визуальный эффект «внутреннего» объема. Форма рамы имеет перепады по высоте: с краю она более толстая, а у холста – тоньше. Таким образом, взгляд зрителя концентрируется на изображении, словно он смотрит через окно.
- Обратный вид профиля. В этом случае, наоборот, перепады по толщине происходят от внутреннего края рамы к наружному, создавая тем самым эффект «выталкивания» изображения. В такой багет можно оформлять не только живопись на холсте, но и зеркала.
- Плоский вид профиля. Рама практически не имеет перепадов по толщине и сильно выраженного рельефа поверхности. В отличие от двух предыдущих вариантов, плоский профиль не берет на себя много внимания, а позволяет зрителю наслаждаться изображением. В простой багет для картины можно оформить живопись в современном стиле, абстракцию и другие произведения в ярких, контрастных оттенках.
Приветствуется и комбинирование между собой профилей разных форм и видов как деревянных, так и пластиковых, например, можно объединить плоскую широкую раму с классической.
Некоторые картины можно дополнительно декорировать кантом – тонкой планкой с резным узором или без него. Это придаст дополнительный эффект изображению.
Из каких материалов изготавливается багет?
Багет прежде всего делается из дерева или на деревянной основе. Дерево, один из самых привычных и приятных для человеческого существа материалов. А для картин деревянный багет, самый желанный природный материал, в котором изображения будут иметь натуральный вид. Только деревянный багет позволяет сделать из него такую багетную раму, которая будет радовать и источать позитив множество лет. Когда есть возможность не разговаривать о красоте багетной рамы, а просто показывать изображения в рамах из деревянного багета, который подбирался, а не «выбирался по цвету», лучше показывать. Но, к сожалению даже женскую красоту на фотографии передать возможно, а истинную красоту, просто немыслимо потрясающую красоту некоторых оформлений передать просто невозможно. Их можно оценить только в живую, посмотреть и потрогать. И только тогда понять, насколько прекрасен деревянный багет. Здесь не идет речь о багете массового выпуска.
Во времена наших предков, пластика не было. История багета и материала, из которого издавна изготовлялись рамы, конечно, были деревянные. Знатные люди того времени, заказывали картины, уделяя и огромное внимание их обрамлению. Резчики по дереву, делали каждую раму, как отдельное произведение искусства. Эта была сложная, кропотливая, творческая работа. В контакте с резчиком обязательно находился и сам художник, у которого заказывали картину, чтобы багет гармонировал и соответствовал творческому решению.
Если предположить на минуту, что ко двору знатного вельможи принесли живопись в пластиковом обрамлении, представляю степень его разочарования, как вместо общепринятой, тяжелой, увесистой и добротной деревянной рамы, вельможа повесил на стену пластиковую побрякушку, которую он явно не сможет передавать своим детям и внукам по наследству, она бы просто развалилась.
Изделия из дерева всегда были в цене. И не удивительно, что старинные рамы на аукционах сейчас так дорого стоят. Ведь даже без картин, они сами по себе являются произведением искусства старых мастеров по багету.
В современном мире, к сожалению пластик пролез даже в сферу обрамления. Из него тоже пытаются делать багет, который «очень похож на деревянный». В бесполезный спор «деревянный багет или пластиковый», всегда вмешивается внутреннее ощущение человека при взгляде на теплое дерево и абсолютно мертвый материал «пластиковый багет». Некоторые люди убеждены, что им нравится «пластиковый багет», но это исключительно те, кто не может оплатить и увидеть воочию деревянный багет на месте пластика, который в состоянии лишь подходить к картине по цвету. Но так и останется неживым и никогда не заиграет вокруг картины, как деревянный.
Можно провести аналогию с детскими игрушками, опять вспомнив историю. В какие игрушки играли дети наших предков, и из каких материалов были эти игрушки. Это были натуральные материалы, дерево, металл, фарфор или натуральная ткань. А что происходит сейчас, довольно грустно. Наши маленькие дети грызут пластиковую гадость, неизвестно из чего отлитую в Китае или на подпольном производстве. И мало того, что эта гадость еще и ломается через несколько дней, что свидетельствует о выброшенных деньгах.
Приходиться вспомнить изречение, что мы не настолько богаты, чтобы покупать много плохих вещей, да еще и вредных.
(с) Багетчик. 2000-2020
Рамка для картины из дерева своими руками
Чтобы оформить живопись, акварельный или карандашный рисунок, а также вышивку, фото или детскую поделку можно сделать деревянную раму своими руками. Для этого не обязательно иметь специальные навыки, достаточно запастись необходимыми материалами и подробно изучить инструкцию. Изготовление начинается с выбора подходящего профиля. Он может быть простым прямой формы или с резным декором. С помощью лобзика по дереву необходимо вырезать четыре детали, а их торцы отпилить под углом в 45 градусов. Края должны получиться гладкими и идеально ровными, в противном случае невозможно будет качественно склеить раму.
Далее на торцы следует нанести столярный клей и соединить все элементы между собой, прочно скрепив струбцинами. После полного высыхания можно приступить к декорированию поверхности багета или оставить его в первозданном виде, если он достаточно привлекательный и аккуратный.
Для декора лучше использовать краску, лак или оригинальное оформление в виде патины, позолоты, кракелюр. Если изображение выполнено на бумаге графическими материалами, это фото или постер, то можно использовать для дополнительной его защиты с лицевой стороны стекло.
Изделие вырезается своими руками с помощью стеклореза или можно заказать его изготовление в мастерской. Чтобы установить стекло в раму, необходимо на обратной стороне профиля сделать пазы нужной глубины. В хорошо просохший от клея и краски багет вставляется стекло, а на него – изображение или рисунок. Чтобы закрыть картину с изнанки, следует вырезать из плотного картона или ДВП кусок подходящего размера и закрепить маленькими гвоздями.
Изготовление рам и других конструкций
Детали, сделанные способом, который мы рассмотрели выше, подходят для решения огромного круга задач. Вы можете украсить ими классическую вытяжку, создать багетный деревянный карниз, а также рамы для картин и фотографий и другие декорации.
В основе изготовления каждой из этих вещей лежит общая схема. Разберем ее на примере создания картинной рамы:
На заметку! Если вы используете для рамок сложный фасонный профиль, очень важно подрезать углы с максимальной точностью. На всякий случай оставьте в запасе около миллиметра древесины, а затем подгоните детали, шлифуя кромку наждаком.
Изготовление багета из пластика
Пластиковый багет представляет собой гладкую или профилированную планку, выполненную из поливинилхлорида (ПВХ). Такая рама имеет множество положительных качеств. Среди них можно выделить: низкую стоимость, в отличие от деревянной, широкий выбор декора поверхностей и размеров профиля, простота механической обработки и сборки, небольшой вес, возможность применения в разных сферах.
Сборка пластиковой рамы своими руками не представляет особых сложностей. Процесс схож с изготовлением деревянного обрамления для картины или фото. Прежде всего, нужно сделать замеры оформляемого произведения и отметить их на планке.
Далее, следует обрезать пластиковый багет по отметкам ножовкой по металлу и зачистить торцы наждачной бумагой. С помощью клея необходимо скрепить детали рамы межу собой. После полной просушки следует ошкурить поверхность планок, чтобы убрать излишки высохшего клея. Перед окрашиванием пластиковой рамы, ее нужно протереть растворителем.
Чтобы интерьер выглядел гармоничным и завершенным ему необходимы грамотно подобранные по стилю аксессуары. Среди декора особенно популярны картины, фото, плакаты, вышивка и т.д. Чтобы произведение выглядело привлекательно лучше всего оформить картину в багет, деревянный или пластиковый, который можно недорого купить в магазине или сделать своими руками.
Что следует учитывать при выборе конкретного варианта
Чтобы багет оптимально сочетался и с интерьером, и с изображением, необходимо помнить несколько очень важных рекомендаций, это своеобразная инструкция по тому, как подобрать багет для картины:
Сочетаемость с обстановкой | Даже самое шикарное и дорогое обрамление будет смотреться не очень хорошо, если оно выбивается из общего окружения и выглядит инородно. Очень важно продумать не только цветовое оформление, но и стилистический вариант, например, классическая лепнина не подойдет к современным интерьерам, а минимализм не впишется в роскошный кабинет, отделанный деревом |
Цвет | Очень важный фактор, от которого во многом зависит восприятие картины. Общие рекомендации выглядят следующим образом: цветовое оформление должно быть на полтона светлее или на полтона темнее основного цвета картины или совпадать с неосновным оттенком, которого на произведении также достаточно много. Опять же если в композиции преобладают теплые или холодные тона, то рамка должна иметь такое же оформлении |
Размер | Ширина обрамления во многом определяет восприятие картины, так небольшие произведения чаще всего ставятся в широкую рамку, а крупные варианты могут иметь практически любую ширину рамы, все зависит от того, что будет смотреться уместно в той или иной ситуации |
Стилистика | Если картина достаточно простая и на ней нет сложных элементов, то и рамка должна быть без изысков, чтобы не диссонировать с композицией |
Важно! При рассмотрении различных вариантов следует помнить самый важный фактор: багет является связующим звеном между картиной и обстановкой, причем гораздо важнее сочетаемость с изображением, чем с интерьером.
Некоторые картины гораздо лучше смотрятся с паспарту, это позволяет сконцентрировать внимание на изображении