Вентиляция гаража своими руками: обзор лучших вариантов обустройства системы воздухообмена

Многие автовладельцы пользуются гаражом для того, чтобы защитить свой автомобиль от угона и неблагоприятных погодных условий. Однако, при отсутствии хорошей вентиляции создаются крайне неблагоприятные условия для машины в виде повышенной влажности, вызывающей коррозию металла. Не стоит забывать и о том, что для человека кроется опасность отравления парами бензина или другими производными работы двигателя. В этой статье будет рассмотрено как сделать вентиляцию в гараже своими руками.

Классы воздухообмена в гараже

Необходимо заметить, что проветривание гаражного бокса с подвалом и без него практически не отличаются друг от друга.

Вентиляция в гараже своими руками может быть изготовлена по следующим схемам:

  • естественная. Является самой простой из всех. Воздухообмен в помещении осуществляется за счет различия температур в помещении и снаружи;
  • механическая (принудительная). Система является дорогостоящей, однако наиболее эффективной. Воздухообмен происходит за счет оборудования, производящего поступление и удаление воздуха;
  • комбинированная. Работает аналогично естественной, отличаясь добавлением в схему вентилятора для удаления воздуха из помещения.

Вытяжка в гараже для покраски авто: схемы монтажа

Для реализации проекта используется вентилятор канального типа, диаметр которого составляет от 150 мм до 250 мм. С помощью такой вентиляционной системы выводятся все газы и красочные пары. Не более чем через 15 минут воздух в гаражном помещении полностью заменяется. Наличие дополнительного вентилятора способствует выравниванию влажности и быстрому высыханию автомобиля. Вентилятор монтируется вверху под потолком, на то месть приточное отверстие устанавливается на высоте не менее 5 см от пола. Для создания внутренней циркуляции устанавливается дополнительный вентилятор.

Совет! Во избежание возникновения застойных зон вход и выход воздуха стоит размещать по диагонали помещения.

Такой вариант монтажа используется для гаражных помещений с наличием смотровой ямой или подвала. При реализации такого проекта вентиляция выводится в отдельную шахту. Для обустройства вентиляционной системы используются трубы диаметром в 100 мм и длиной не более 1,5 м, которые утепляются с помощью минеральной ваты толщиной 5 см. Это позволит избежать образования конденсата в системе и станет надежным защитником от образования ржавчины.

Воздуховод устанавливается в верхней части смотровой ямы, а на противоположной стене монтируется приточное отверстие. Канал закрывается колпаком, который должен возвышаться над почвой не боле чем на 50 см. Колпак можно изготовить из листовой стали. Чистый воздух, попадая в гараж через приточное отверстие, распространяется по помещению и выводиться через вентиляцию.

Важно! Работы в смотровой яме с использованием химических компонентов небезопасны. Во избежание губительного воздействия краски необходимо установить вытяжной реверсный вентилятор для притока свежего воздуха. Согласно физическим явлениям свежий воздух подается снизу, так как он более холодный, нежели воздух в помещении. Нагреваясь, он перемещается, смешиваясь с воздухом в помещении, вверх к вентилятору и выводится наружу. Именно поэтому вентиляторы и монтируются под потолком.

Для больших или интенсивно использующихся помещений понадобится размещение двух вентиляторов, которые монтируются на расстоянии не менее 50 см друг от друга.

СНиП и вентиляция

Для нежилых помещений нормы вентиляции также строго регламентируют циркуляцию воздуха.

Строительные нормы и правила предусматривают обеспечение воздухом гаражного помещения в количестве 180 литров в час.

Циркуляция воздушных масс должна быть организована постоянно. Отметим, что в западных странах эта цифра превышает и должна быть выше в два раза.

Если говорить о материалах, из которых построено помещение, вентиляция в металлическом гараже ничем не будет отличаться от вентиляции в кирпичном или бетонном гараже.

Стальной гараж – каковы особенности его вентиляции

Здесь следует отметить, что вентиляция металлического гаража чаще всего является естественной. Дело в том, что такие конструкции более мобильны, их можно переместить с одного места на другое. И погреб в таком гараже тоже редко бывает капитальным. Именно по этой причине удобнее выполнить работы по устройству и направлению естественных потоков воздуха.

Что же касается принципа вентиляции в железном гараже, то он не отличается от описанных выше. И если имеется необходимость, то можно устроить принудительный приток и отток, конечно при наличии подключения электроэнергии.
И все же, каким бы образом не была построена система вентиляции, без дополнительного оборудования не обойтись. Ведь необходимы не только трубы и рефлекторы, но и сами вытяжки. Попробуем рассмотреть некоторые бренды, производящие продукцию в этой области, а также сравнить их стоимость и некоторые технические характеристики.

Установка естественного воздухообмена

Такая вентиляция ввиду простоты установки и дешевизны подходит многим. Ее принято использовать также для погребов.

Установка вентиляции в гараже обязательно начинается с расчета.

Согласно СНиП, на каждые 10 квадратных метров площади должно приходиться 15 сантиметров диаметра воздуховода.

Например, размер гаражного помещения равен 5 на 4 метра. Площадь гаража будет равна двадцати квадратным метрам. Рассчитываем согласно формуле: 20*1,5=30 сантиметров.

В результате получаем диаметр каналов в 30 сантиметров. Если планируется установить две вытяжки и два приточных канала, следует уменьшить эту величину вдвое.

На рисунке показана вентиляция в гараже своими руками, схема показывает расположение вентиляционных проемов.

Следующий этап – подготовка проема для поступления воздуха. Делают его при помощи перфоратора на высоте около десяти сантиметров от пола. Правильная вентиляция гаража будет происходить при установке вытяжки в противоположной приточной стене, причем желательно, чтобы отверстие было сделано по диагонали.

При помощи перфоратора проделываем то же самое, только под потолком. Это необходимо, потому что труба вентиляции будет выведена над крышей помещения на высоту примерно пятьдесят сантиметров.

Далее – обработка пустот между стеной и трубой герметиком. Для более качественного скрепления нужно выбирать герметик, позволяющий соединять разные материалы. В самом конце установки необходимо позаботиться об оборудовании защитных приспособлений. Для предотвращения попадания грызунов и насекомых в свой гараж устанавливаются защитные решетки. От осадков поможет небольшая крышка или купол.

Таким образом, монтаж вентиляции обойдется примерно в 300 рублей. Стоит учесть, что естественный воздухообмен наиболее эффективен при температуре снаружи менее 10-12 градусов Цельсия.

Соответственно, в летнее время обмен воздуха будет малоэффективен. К тому же часто зимой происходит замерзание труб, что приводит к переохлаждению помещения.

Подручный материал

При установке системы воздухообеспечения используется тот материал, который есть под рукой, либо специально приобретён для такого случая. Вот какие материалы можно применить для монтажа:

  • трубы из пластика;
  • асбестовые трубы;
  • канализационные трубы;
  • старый шланг от пылесоса и.т.д.

Кроме вышеперечисленного товара, сгодится любой предмет трубной конструкции. Самое главное, строго следовать инструкции по установке подобных систем.

Установка комбинированной схемы

Такая схема практически не отличается от предыдущей. Точно так же будет делаться отверстие с одной стороны гаража на высоте десяти сантиметров от пола. Отличие состоит лишь в том, что нет необходимости делать вытяжное отверстие в противоположной стене. Установка вентилятора позволяет делать его в любом месте.

Таким образом, комбинированный способ обмена воздухом является более подходящим, так как будет работать эффективно в любое время года.

Что касается вентиляторов, потребление электроэнергии у многих из них минимальное, поэтому при покупке стоит выбирать тот, который будет издавать наименьшее количество шума.

В подземном помещении

Подземные помещения всегда требует особого внимания, так как они в большей степени подвержены воздействию влаги. Повышенная влажность не только портит хранимые вещи, но и разрушает саму конструкцию. Поэтому создание вентиляционной системы в подвале/погребе/смотровой яме является необходимостью. Вентиляция для подвала бывает двух видов – принудительная и естественная.

Рассмотрим как именно следует устанавливать в гараже вентиляцию своими руками:

  1. Естественная:

Установить естественную систему будет проще всего. Её основа – вентиляционный канал.


Ширина канала составляет один кирпичили бетонный блок, укладываемый на боковину.

Как было сказано выше, естественная вентиляция состоит из приточной и вытяжной трубы.

Это верно и для подвальной вентиляции. Разница лишь в том, что вентиляционные каналы подземного помещения включены в общую систему вентиляции гаража.

То есть выход воздуха осуществляется через общую для всего гаража трубу.

Приточный канал же обеспечивает связь между подземным помещением, гаражом и внешней средой. Из подвального притока воздух будет поступать внутрь всего гаража. Установка двух приточных каналов не требуется.

Система труб создает перепад давления, и воздух начинает циркулировать сам. Чтобы воздушный поток был сильным, трубы следует ставить в противоположных концах подвала.

Приточная труба находится на уровне 30-50 сантиметров от пола (подвала), вытяжная – в 20 сантиметрах от потолка (гаража). Подходящим сечением труб является 100-250 см². Но точные расчёты следует сделать самому. Результат будет зависеть от размеров помещения и климата.

Сделав расчёты, можно приступать к монтажу. В первую очередь крепят вытяжной канал. Конец трубы должен быть расположен на 50 сантиметров выше уровня крыши. Затем устанавливают приток, он выходит на улицу. На концы трубы необходимо установить сетку, которая будет защищать от крупного и мелкого сора. Более дешевым аналогом трубам является шибер.

Принудительная:

Принудительная система для подземных помещений несколько сложнее естественной, но принцип расположения труб остается таким же. Главное отличие – применение механических устройств. Два вентилятора необходимо вставить в полость двух вентиляционных каналов. Вместо вентиляторов можно использовать диффузор-флюгер или дефлектор.

СПРАВКА: Диффузор-флюгер устанавливают на вершине приточного канала. Дефлектор создает массу разреженного воздуха, тем самым искусственно изменяя давление.

Устройство монтируют на самом верху вытяжки. Еще один способ – использование лампочки. В полость трубы монтируют лампочку. Во включенном состоянии она излучает тепло, и тем самым создает перепад давления.

Самый дорогой и качественный вариант принудительной вентиляции – модульный. Потоком воздуха управляет специальный контроллер. Но процесс установки достаточно сложный и стоит такая система дорого. Лучше всего модульный вариант подойдет большим подвальным помещениям.

Читайте о том, как сделать в гараже стеллажи, полки, верстак и подъемник для автомобиля.

Механический воздухообмен

Принудительная вентиляция в гараже осуществляется за счет установки в отверстия для притока и вытяжки воздуха вентиляторов. Однако существуют и другие устройства, способные справляться с этой задачей.

Приведем лишь некоторые из них:

  • Нагревательная лампочка. Ее установка производится в саму трубу. Благодаря ей происходит нагревание воздуха, а вследствие этого усиливается напор;
  • Флюгер-диффузор. Крепится на трубу, выполняющую приточную функцию. Работает за счет напора ветра;
  • Дефлектор. В отличие от флюгера-диффузора, устанавливается на вытяжке. Лучший обмен обеспечивается благодаря разжижению воздуха;
  • Моноблок. Среди специалистов по вытяжке считается лучшим вариантом для обеспечения вентиляции в гараже. Благодаря этой системе у владельца появляется возможность контроля всего процесса воздухообмена. Воздухообмен, сделанный таким способом, будет самым эффективным по сравнению с естественным и комбинированным. Единственный минус – стоимость установки, которая может достигать 240 тысяч рублей и более.

Однако в некоторых случаях принудительная вентиляция в гараже своими руками может быть и совсем недорогой. Для этого нужно сделать то же самое, что и для установки естественной вентиляции: перфоратором проделать отверстия в противоположных друг другу стенах по диагонали и установить в них трубы. Далее на входные отверстия воздуховодов устанавливается по вентилятору.

Такая схема позволит регулировать воздухообмен в любое время года. Для того, чтобы зимой воздуховод и сам гаражный бокс не замерзали, можно поставить задвижки или регуляторы оборотов вентиляторов. А для сохранения помещения от влаги зимой специалисты советуют закрывать смотровую яму или погреб.

Вентиляция для покрасочной камеры

Сегодня многие владельцы гаражей оборудуют в них покрасочные камеры для автомобилей. Это может быть маленький бизнес или разовое использование помещения в качестве покрасочной камеры для личных нужд. Решив покрасить автомобиль, нужно подумать о вытяжке в гараже для покраски.

Как правильно сделать вытяжку в гараже для покрасочных работ? Сразу нужно отметить, есть несколько видов систем, которые подойдут для поставленной цели, но все они включают в себя механические устройства. Естественная вентиляция для покрасочной камеры не эффективна.

Вариант 1. Двухмоторная вытяжка. Данная система эффективно подает и отводит воздух, обеспечивая оптимальный температурный режим в помещении. Этот вид относится к принудительным системам проветривания и устанавливается в крупных мастерских для малярных работ. Нагнетание воздушных масс и вывод загрязненного воздуха происходит при помощи двух специальных вентиляторов.

Вариант 2. Одномоторная система. Этот вид можно назвать комбинированной вентиляцией. Нагнетание воздуха происходит при помощи вентилятора, а его отвод осуществляется естественным путем через вентиляционные отдушины. Такая система прекрасно подойдет для небольшого помещения.

Монтаж вытяжки для покрасочной камеры в гараже имеет определенные особенности. Воздухоотвод в покрасочном помещении в отличие от обычной системы проветривания нужно делать внизу, а лучше всего в полу. Приточное отверстие соответственно должно располагаться под потолком. Такая схема позволит вместе с отработанным воздухом выводить из помещения мелкие частички краски и пыли, которые оседают на полу.

Как сделать вытяжку в гараже своими руками? Вентиляцию пристройки для покрасочных работ, можно смонтировать из готовых комплектующих. В этом случае проблем не возникнет. Консультанты магазина произведут необходимый расчет и дадут рекомендации по сборке системы.

Автомобили нуждаются в комфортной среде не меньше, чем человек.

Это продлевает срок их службы до двух-трех раз. Большую часть времени машины, все-таки, проводят в гараже, и влажность воздуха в нем имеет огромное значение.

Для регулирования влажности в гараже есть только один способ – правильная вентиляция.

Вентиляция также отводит из гаража выхлопные газы и пары растворителей при обслуживании и покраске автомобиля.

А самая лучшая и эффективная вентиляция – принудительная. В статье мы поговорим о том, как правильно сделать вытяжку в гараже.

Очищение воздуха в погребе

Как правило, гараж используется не только для стоянки автомобиля, но и для хранения продуктов. Соответственно, это тоже дает дополнительную влагу. Но даже если хранение не производится, проветривание ямы должно быть организовано для комфортной работы в нем.

Как отмечают специалисты, в погребе естественная вентиляция является лучшим вариантом.

При условии хорошего воздухообмена в помещении возможно использовать трубы диаметром 10 сантиметров.

Одна из них устанавливается в районе десяти сантиметров от пола, а вторая на противоположной стороне в десяти сантиметрах от потолка. Конец верхней трубы выводится наружу.

Также стоит позаботиться и о защите вытяжки.

Нюансы проветривания смотровой ямы

Для обеспечения комфортных условий работы смотровую яму можно оборудовать качественным освещением, разного рода полками, предназначенными для хранения оборудования, и, разумеется, вентиляцией. Вкратце выясним, как это все должно выглядеть.

Если вытяжка в помещении уже наличествует, то вы можете просто протянуть соответствующие трубы в смотровую яму. Что касается диаметра воздуховодов, то он в данном случае может составлять около 10-ти сантиметров. Труба, подающая воздух, должна заканчиваться практически у самого дна ямы, вторую же зафиксируйте с противоположной стороны, отступив от верхнего края тоже сантиметров на 10.

Схемы вентиляции для гаража

В большинстве случаев частный гараж – это небольшое помещение для одной легковой машины. Плюс нередко часть пространства в нем отдана под верстак с инструментами и место для складирования покрышек, канистр и т.п.

Сделать в таком строении самостоятельно вентиляцию проще простого. Производить сложные расчеты по воздухообмену здесь не требуется. Достаточно знать пару формул и норм.

Схем организации вентиляции гаража существует две:

  1. С естественным воздухообменом.
  2. С принудительной циркуляцией воздуха между улицей и помещением.

Реализация обоих вариантов предусматривает установку двух вентиляционных отдушин с трубами – одна на вытяжку, вторая на приток. Принудительная схема вентиляции нуждается в электрическом вентиляторе. Но для большинства гаражей с избытком будет хватать обычной системы с естественной тягой воздуха. Она энергонезависима, предельно проста в монтаже и дешева.

Циркуляция воздуха в гараже с ямой при естественной вентиляции

Требующую электропитание проточную или вытяжную вентиляцию в гараже делать стоит только при наличии в нем отопления. При этом лучше всего оставить свой выбор на одной вытяжке. С ее помощью можно организовать вполне эффективный воздухообмен. А обойдется она не так дорого, как комбинированная приточно-вытяжная вентиляция. Последняя состоит из немалого количества дорогостоящего оборудования, требующего еще и дополнительных трат при эксплуатации.

Выбирая схему вентиляции гаража, необходимо также учитывать конструктивные особенности гаражного бокса. Если он стоит в ряду однотипных сооружений, то есть ограничения по проделыванию вентиляционных отверстий в некоторых его стенах. Трубы вентиляции получится вывести далеко не со всех сторон строения. Но для повышения естественной тяги они должны располагаться в гараже как раз с разных его концов.

В таком случае рекомендуется останавливать свой выбор на вытяжном, приточном либо комбинированном варианте. Эти виды вентиляции в гараже не так сильно зависят от месторасположения и размера воздуховодов. Здесь более важна будет мощность вентилятора.

Воздухообмен при принудительной вентиляции

Типы вентиляции

Перед тем, как сделать вентиляцию в гараже, стоит изучить ее типы – всего их 3.

Естественная вентиляция в гараже

Простой, дешевый, но вполне эффективный тип. Он использует физические качества воздуха, поэтому даже электрическая вытяжка в гараже не понадобится. Необходимо только 2 отверстия, через которые и будут циркулировать воздушные массы.

Основано естественное проветривание на балансе между грязным теплым и чистый холодным воздухом. Поэтому в минимальной форме понадобится только 2 отверстия. Нагретый воздух с загрязнениями удаляется через верхний канал, а через них поступает свежий холодный.

Немного усовершенствовать систему можно, если построить ее по этой схеме. Здесь через вент.отверстия, сделанные на тыльной стене, воздух будет поступать. Через трубы он выходит наружу. Кстати, в этом случае необходимо закрывать погреб, яму и подвал гаража зимой.

Преимущества:

  1. Это дешево. Понадобятся только канализационные трубы большого сечения.
  2. Минимум работы. Нужно сделать отверстия для труб.
  3. Автономность. От электричества система не зависит.

Недостатки:

  1. Летом, когда температура в гараже сравнится с уличной, эффективность упадет.
  2. Канализационные трубы не будут отапливаться, и их придется чистить.
  3. Не избежать сквозняков.
  4. Придется часто чистить. В закрытом или даже засоренном трубопроводе исчезает тяга.

Механическая вентиляция

Также называется принудительной. Эта технология сложнее, но зато работает вне зависимости от температуры и погоды. Кроме труб для нее понадобится:

  1. Воздушный фильтр.
  2. Канальный или осевой вентилятор.
  3. Канальный нагреватель.ю

Работает система просто:

  1. В воздушный канал устанавливается вентилятор. Он будет принудительно выгонять загрязнения из гаража.
  2. Воздух с улицы сначала будет попадать в фильтр, а затем и в нагреватель. Только после он попадает в гараж.

Удобно, что канальный нагреватель дополнительно отапливает помещение. В принципе, небольшие гаражи с ним не нуждаются в печи или конвекторе. К тому же, не придется постоянно открывать и закрывать подвал, так как туда трубу также можно провести.

Минусы у такого типа также есть:

  1. Зависимость от электричества. Без него обмена воздухообмена не будет вовсе, поэтому в кооперативах с нестабильной подачей она мало подходит.
  2. Расходы на электричество. Хоть и не значительные. Даже мощный нагреватель с вентилятором будут потреблять не более 700 ватт.
  3. Сложный монтаж.

Комбинированная вентиляция

От естественной она отличается вентилятором на выходе. Он принудительно выгоняет загрязнившийся воздух и увеличивает приток свежего.

Комбинированная система эффективнее естественной, но вот загрязнение трубок происходит быстрее, и чистить их нужно оперативно.

Приточная

Самая примитивная и легкая система воздухообмена. Приточную вентиляцию лучше делать в гараже без подвала. Все же эффективность ее не очень высока.

От естественного типа отличается тем, что работает всего 1 канал. Он отвечает и за приток, и за отход воздушных масс. Из плюсов: максимальная простота. Понадобится только 1 трубка и общие затраты не превзойдут 500 рублей.

Минус же заключается в настройке системы. Перед тем, как сделать вентиляцию в гараже на зиму, придется потратить время на поиск баланса между расположением концов трубки. Высота притяжного канала напрямую влияет на эффективность. К тому же следует учесть среднее выпадение осадкой. Снег может перекрыть входное отверстие и воздух вообще не будет поступать.

Варианты вентиляции в гараже

Проще всего своими руками смонтировать вентиляцию в собственном гараже в исполнении с естественной воздушной тягой. Для этого необходимо рассчитать диаметр труб на вытяжку и приток, а после пробить отверстия в стенах и/или крыше и установить эти воздуховоды. Главное потом не забыть про необходимость надежной герметизации просветов между трубой и бетоном, кирпичом или металлом стены.

Варианты оборудования вентиляционной шахты

По нормам тяга в гаражном помещении должна быть такой, чтобы весь объем воздуха полностью замещался в нем за час 6–10 раз. По минимуму это 180 кубов/час на 10 квадратов пола гаража. Чтобы обеспечить подобный естественный воздухообмен, на каждые 10 кв.м. необходима труба сечением около 15 см.

Приточное отверстие вентиляции следует располагать на высоте 15–20 см над землей на стене с дверью. Вытяжное должно размещаться напротив первого в крыше или в стене под потолком с подъемом воздуховода над кровлей порядка полуметра. Так тяга выйдет максимальной. При этом труба притока в сечении должна быть равной, а лучше немного меньше диаметра воздуховода-вытяжки. Если размеры сделать наоборот, то возможно опрокидывание тяги.

Схема расположения вентиляционных труб в гараже с ямой

Эффективность естественной вентиляции в гараже зависит от:

  • разницы температур воздуха внутри и снаружи;
  • наличия на улице ветра и его силы;
  • разницы давления между верхней точкой вытяжки и нижней притока;
  • места расположения вентиляционных труб на фасаде и степени их утепления.

Как расположить вентиляционную шахту для лучшей тяги

Факторов влияния немало. Поэтому нередко приходится делать систему вентиляции, функционирующую благодаря принудительной тяге воздушных масс. Здесь расчет параметров еще проще.

Трубы можно взять вдвое меньше, чем в рассматриваемом выше варианте. Все равно обмен воздуха будет производиться за счет работы вентилятора. Его мощность подбирается исходя из кубатуры гаража и необходимой кратности воздухообмена. В подавляющем большинстве случаев вполне хватает осевой канальной модели на 100 Вт.

Трубы и отверстия располагаются так же, как и в варианте с естественной тягой. При этом самостоятельно сделать вентиляцию с принудительным обменом зачастую проще. Воздуховоды требуются меньше в диаметре. А значит и дырки в стенах пробивать придется меньшего размера. Однако по затратам такая вентиляция за счет наличия электрооборудования выйдет дороже обычного аналога.

Схема воздушных потоков потоков при разных типах вентиляции

Если устанавливается вентилятор, то следует брать модель с таймером. Оставлять его постоянно включенным невыгодно по деньгам (счета за свет выйдут немалыми) и опасно из-за риска пожара. Работающее электрооборудование без присмотра надолго бросать не стоит.

Схема естественной вентиляции в гараже

А так можно задать нужный режим, чтобы вентилятор включался на некоторое время для полного замещения воздуха в помещении, а потом сразу отключался. Ведь выстраивается система вентилирования гаража, а не вентиляция в ванной комнате и туалете, где воздушная циркуляция должна быть непрерывной.

Виды вентиляции

Какой бы у вас ни был гараж, есть ли у него подвал или смотровая яма – вентиляция необходима обязательно.

Существует несколько видов вентиляции такого помещения.

Естественная


Естественная вентиляция – самый бюджетный вариант
Свежий воздух в гараж поступает из-за разницы температур на улице и внутри помещения. Для естественной циркуляции воздуха необходимо предусмотреть 2 вентиляционных отверстия – приточное и вытяжное. Обновление воздуха поможет ускорить дефлектор, размещённый в вытяжном отверстии. Поблизости от этого устройства создаётся участок низкого давления, что позволяет быстро удалять воздух.

Воздушные потоки перемещаются благодаря обычным физическим законам:

  1. Разница в плотности холодного и нагретого воздуха.
  2. Воздействие потоков ветра.
  3. Перемещение воздушных масс в результате взаимодействия высокого и низкого давления.

При использовании естественной вентиляции не забывайте:

  1. В летнее время циркуляция воздуха заметно снижается.
  2. Из-за резкого изменения давления могут появляться сквозняки.
  3. Необходимо постоянно контролировать состояние вентиляционных отверстий и при необходимости их чистить.

Такая вентиляция в основном подойдёт тем, кто не хочет тратить много денег.

Принудительная


Принудительная вентиляция требует тщательного проектирования
Даёт возможность частично или полностью отказаться от дополнительного обогрева гаража, доводя температуру воздуха до 5 градусов тепла. Приточная часть содержит в своём составе фильтр, вентилятор и электрокалорифер. Воздух удаляется из помещения с помощью осевого или канального вентилятора, который установлен в воздуховоде. Перед поступлением воздуха в помещение он проходит фильтр и подогревается калорифером. Удаление отработанного воздуха производится при работе канальных вентиляторов.

Принудительный воздухообмен во время проектирования требует правильных расчётов по точному определению необходимому сечению воздуховода, мощности вентилятора и других рабочих параметров. Чаще всего создают вентиляционные каналы сечением 160-180 мм. Для такой конструкции важно правильно поместить отверстия в разных концах помещения по диагонали.

Комбинированная


Комбинированная вентиляция отличается от естественной наличием дополнительного оборудования
Разновидность естественной вентиляции, она отличается только удалением отработанного воздуха – процесс происходит с помощью дополнительного оборудования. При этом способе на вытяжном отверстии ставят электровентилятор. Способ проветривания независим от изменений природы и требует меньших затрат, чем принудительная вентиляция. Минус этого метода в том, что поток воздуха не очищается и не подогревается, а за вентиляционными каналами нужно постоянно следить и очищать их от грязи и наледи.

Приточная


Приточная вентиляция не удаляет отработанный воздух, а обновляет его
В этом названии слово «приточно» сообщает, что основная функция вентиляции заключается не в удалении отработанного воздуха, а только в обновлении его объёма с помощью закачки свежего.

Конструкция такой вентиляции выставляет собственные требования:

  • Вентиляционные выходы, в отличие от вытяжной системы, должны находиться невысоко, в идеале – максимум на высоте 30-50 см от пола.
  • Выходы в этой системе нужно делать в 2 раза шире, чем при устройстве вытяжной вентиляции.
  • Каналы нужно размещать так, чтобы потоки ветра почаще задували в них. Поступление свежего воздуха в помещение удобней всего организовать, установив внизу ворот решётку. Если у вас длинный гараж, то лучше всего разместить вентиляционные каналы в длинной стене по центру гаража.

В стене в подходящем месте проделывают отверстия, а в них устанавливают гофрированные трубы. Учтите, что для хорошей производительности такой системы необходимо создать максимальную разность высот между каналами, для этого придётся найти длинную трубу. Но при низкой кровле гаража можно сделать гофрированную трубу выше, удлинив её пластиковой трубой. В результате мы сможет получить необходимую разность высоты.

Нюансы по монтажу и советы по расчету

Гаражная вентиляция с естественным воздухообменом должна проектироваться так, чтобы между ее нижней и верхней точками было расстояние около 3-х метров. Если будет меньше, то тяга выйдет пониженной.

Элементы вентиляционной конструкции

Чтобы зимой гараж не промерз, необходимо иметь возможность регулировки проходящего через вытяжку объема воздуха. Для этого рекомендуется выбирать для монтажа вентиляционные решетки с регулируемыми жалюзи. При необходимости их можно прикрыть, а после открыть на полную.

Воздухообмен при принудительной вентиляции с подогревом

Если отопления в гаражном боксе нет, а иногда обогрев требуется, то стоит смонтировать приточную систему вентилирования с нагревательным элементом. Такая вентиляция в гараже позволит быстро нагреть его, когда надо. Электрический воздухонагреватель потребляет немало электроэнергии. Но для недолгих включений его на обогрев при необходимости отремонтировать автомобиль в зимнее время – самое то.

Схема вентиляции для гаража с обогревом

Каждая из труб (вытяжка и приток) на всем своем протяжении должны иметь одинаковый диаметр. Сужения здесь недопустимы, а поворотов должно быть минимум. Благо в большинстве гаражных помещений их можно сделать вертикальными без горизонтальных отводов.

Материалы для устройства

К ним относятся:

  • вентиляторы осевые (канальные);
  • воздуховоды;
  • хомуты и крепеж;
  • герметик, уплотнительные ленты и листы для прокладок;
  • цементы, шпаклевки, монтажная пена.

Основные характеристики вентиляторов, подходящих для гаража:

  • напряжение питания: 220 (230)В, 50 Гц;
  • потребляемая мощность: 20 – 50 Вт;
  • расход воздуха: 150 – 300 м3/ч;
  • давление: 50 – 100 Па;
  • диаметр канала: 120 – 150 мм.

Воздуховоды, продающиеся в настоящее время, бывают металлические и пластиковые. Металлические делятся на оцинкованную сталь и нержавейку с обвивкой. Пластиковые бывают гладкими и гофрированными. По форме воздуховоды делятся на круглые и прямоугольные. Для соединения между собой разных форм есть переходные соединители.

Выбор достаточно большой. Используя гофрированные воздуховоды, следует помнить, что они очень сильно завихривают воздух и тормозят поток. Их можно применять на коротких участках и для соединений. Следует предпочитать воздуховоды, как можно более гладкие внутри. С этим связан следующий

Применение остальных материалов очевидно. Вместе со стандартными воздуховодами можно приобрести все хомуты, крепления и переходы. Цемент может потребоваться для встраивания креплений вентиляторов и переходов в стены, а герметик и монтажная пена для уплотнения стыков в отдельных местах.

Организация принудительной вытяжной вентиляции в гараже имеет настолько очевидную выгоду, что ее нельзя упускать. Работает она при любой погоде, в том числе и в жару, при которой никакая другая вентиляция работать не будет. Кроме сохранения автомобиля и другой техники, владельцы таких гаражей сберегут еще более ценную вещь – здоровье.

Ну, и кроме того, сделанная своими руками вытяжка для гаража вполне доступная вещь любому, даже самому скромному бюджету.

Для чего нужна, требования

Ввиду периодической эксплуатации этого здания предпочтительнее энергонезависимая естественная вентиляция через продухи или воздуховоды. Когда проектируется вентиляция в гараже своими руками, схема и фото могут немного отличаться в зависимости от наличия подземного овощехранилища-погреба.

Схема естественного воздухообмена гаража без смотровой ямы или погреба

Основные требования указаны в СП 7.13130, при хранении транспорта воздух должен обновляться ежечасно, при заведенном двигателе кратность воздухообмена должна увеличиваться до 4. Поэтому в вытяжных, приточных каналах часто монтируются осевые, радиальные вентиляторы, включаемые по мере необходимости владельцем.

Схема принудительной механической вентиляции

Отсутствие притока воздуха приводит к последствиям:

  • снижение ресурса авто за счет коррозии кузова;
  • разрушение силовых конструкций гаража от избыточно влажного воздуха;
  • опасность отравления выхлопами авто.

Выхлопные газы будут скапливаться в помещении без отсутствия вытяжки

Инструменты и материалы

Чтобы сделать работу быстро, подготовьте заранее нужные материалы и инструменты:

  • Мощный перфоратор;
  • Угловая шлифмашинка;
  • Теплоизолирующий материал и герметик;
  • Решётки для защиты выходов каналов от грязи;
  • Трубы из пластмассы или металла необходимого диаметра.

Кроме того, в зависимости от конструкции, возможно, потребуются вентиляторы:

  1. Вытяжные канальные устройства – удобны в работе и доступны. Встроенные регуляторы позволяют менять интенсивность замены воздуха. Оптимальный диаметр – около 160 мм. Но дешевле и проще использовать изделия диаметром 120 мм.
  2. Центробежные – лучше всего работают на вытяжку, но их сложней монтировать. Используют в основном в гаражах, где красят машины.
  3. Вихревые – наиболее подходящие агрегаты для удаления дыма от сварки.

Для обычного гаража самый практичный вариант – вытяжной канальный вентилятор. Это устройство стоит недорого и хорошо выполняет своё предназначение.

Различные схемы вентиляции, как сделать своими руками

В зависимости от бюджета автовладельца для вентиляции в гараже своими руками схема может иметь несколько вариантов:

  • естественная – приточное отверстие на уровне 15 см от пола, вытяжка на аналогичном расстоянии от потолка, в нее заводится патрубок, присоединенный к трубе, возвышающейся над плоской крышей или коньком скатной кровли на 50 см;

Схема естественной вентиляции

  • принудительная – оба воздуховода оснащаются вентиляторами одинаковой мощности;

Осевой вентилятор, встраиваемый в воздуховод

  • вытяжная – вентилятор смонтирован только внутри вытяжки.

Вентилятор на вытяжке

Продухи приточной вентиляции находятся у земли, поэтому оснащаются сетками от животных, грызунов либо декорируются решетками. На вертикальную вытяжную трубу монтируются козырьки или флюгеры, защищающие от проникновения осадков.

Продух, защищенный металлической сеткой

Воздухообмен внутри погреба

При наличии погреба схема вентиляции в металлическом гараже своими руками усложняется:

  • в подземном помещении может быть изготовлена независимая вентсистема;
  • приточное отверстие может находиться в перекрытии погреба, вытяжка выходить через кровлю либо снаружи по стене гаража.

Статья по теме:

Организация воздухообмена гаражного погреба

Трубы приточные внутри гаражных стен актуальны при значительной толщине кладки. Если стена изготовлена в кирпич, оставляют квадратные окна, декорируемые снаружи решетками.

Вентканал в стене гаража

Основная сложность организации естественного воздухообмена обусловлена отсутствием отопления в гараже, расположением приточных вентиляционных продухов практически у земли. Чаще всего забиваются инеем вентканалы погреба, поскольку внутри него повышена влажность от хранящихся овощей. Поэтому требуется регулярная прочистка или установка задвижек.

Организации естественной вентиляции в гараже с подвалом и смотровой ямой

Нормальным перепадом давления считается уровень 3 м по вертикали между притоком и вытяжкой. В стандартном гараже это недостижимо по умолчанию, поэтому применяются комбинированные, механические системы воздухообмена.

Яма смотровая

Смотровая яма так же становится слабым звеном вентсистем. Несмотря на то, что она находится внутри помещения, естественная вентиляция не может обеспечить обмен воздушных масс внутри нее.

Вентиляция смотровой ямы

Единственным вариантом в этом случае является монтаж воздуховодов у пола ямы, в ее верхней части. При использовании вентиляторов внутри воздуховодов эта проблема полностью отсутствует.

Нюансы проветривания смотровой ямы

Смотровая яма, как и подвал, также является источником возникновения конденсата, что, как было сказано ранее, может привести к ряду проблем, негативно отражающихся на сохранности автомобиля. Невзирая на то, что она располагается внутри помещения, путем естественного вентилирования в ней невозможно организовать качественное проветривания.

Казалось бы, целесообразно заниматься устройством вентилирования в самом гараже, ведь автомобиль стоит именно в нем, а не в смотровой яме. Но на самом же деле яма является источником влаги, ведь она находится ниже уровня помещения и в ней, как следствие, может скапливаться конденсат, который в последствие будет распространяться по всему гаражу.

Сама яма должна содержаться в надлежащем состоянии. Из нее необходимо устранять испарения химических соединений, запахи синтетических средств, используемых с целью обслуживания автомобиля. Воздух там должен быть свежим, поскольку многие автомобилисты могут на протяжении длительного времени находиться в смотровой яме.

В случае со смотровой ямой вытяжку возможно реализовать только у пола данного участка гаражной постройки. В случае использования вентилятора, можно избавиться от проблемы скопления влаги в яме и, как следствие, на нижней части машины.

Оснащая напольную поверхность системой обогрева «теплый пол», вы не только предупредите образование конденсата, но и поможете создать в гараже подходящий микроклимат, обеспечивающий все правила хранения транспортного средства.

Монтаж принудительной вентиляции

В большинстве случаев для гаража достаточно установки вентилятора в разрыв вытяжного воздуховода. В этом случае вентиляция железного гаража своими руками схема которой приведена ниже, монтируется поэтапно:

  • прорубаются приточные каналы в одной стене;
  • в них устанавливаются трубы, стыки заделываются герметиком;
  • изнутри на трубу вытяжки монтируется осевой вентилятор;
  • аналогичная схема используется в подвале.

Монтаж принудительной вентиляции в гараже

При расчете сечения воздуховода можно применить типовые решения, так как размер гаражей обычно унифицирован до 6 х 4 м. В нормативах указано, что для каждых 10 м 2 следует выбирать трубу 15 см сечения. Если прорубить два отверстия, установить в них стандартные 11 см трубы, получится значительный запас.

При выборе механической вентиляции вытяжка может монтироваться на любых стенах. Диаметр канала полностью совпадает с приточной трубой. Существует несколько типов приточно-вытяжных вентиляций:

  • модульная монтируется из отдельных блоков, работа которых координируется датчиками;
  • моноблочная имеет конструкцию рекуператора (труба в трубе), внутренняя труба задействована под вытяжку, приточный канал расположен между стенками труб.

Последний вариант позволяет снизить количество узлов ввода инженерных систем сквозь стены, может использоваться в наземном гараже и подземном овощехранилище. Для погреба рекуператор особенно актуален, так как позволяет не закрывать продухи на зиму, холодный воздух частично нагревается выходящим теплым, овощи не замерзают.

Рекуператор для погреба

В нормативах ВСН 01-89 рекомендуется двухуровневая вентиляция для промышленных гаражей. Выхлопы авто тяжелее воздуха, поэтому скапливаются в нижнем уровне. Поэтому при регулярном длительном включении двигателя внутри помещения рекомендуется монтировать приточные продухи, вытяжки на разной высоте. Смотровая яма в этом варианте и люк негерметичного погреба становятся зонами повышенной опасности.

Схема двухуровневой вентиляции гаража

Поэтому для механических систем воздухообмена обычно выбирают вентиляторы СК-125С (либо похожий аналог). Для последних эксплуатационных условий следует выбирать мощность электроприбора по аналогичной характеристике транспортного средства:

  • 800 кубов ежечасно для авто 240 л. с. (175 кВт)
  • 650 м 3 /ч для машин 180 – 240 л. с. (130 – 175 кВт)
  • 500 кубов для техники 120 – 180 л. с. (90 – 130 кВт)
  • 350 м 3 /ч для автомобилей до 120 л. с. (в пределах 90 кВт)

Монтаж вентилятора

Установка вентилятора происходит на вентиляционный канал. Необходимо обустроить два канала:

  • для притока свежего воздуха с улицы, который монтируется внизу;
  • для устранения грязного, который создается у потолка.

Совет! Отверстия лучше спроектировать при строительстве гаража. Если используется готовое помещение отверстия проделывают с помощью перфоратора на высоте более 5 см от нулевой точки пола.

Вытяжка монтируется на противоположной от приточки стене как можно выше. Вентилятор должен обеспечивать скорость движения потока воздуха на уровне 25 см/с. Так, к примеру, для покрасочной камеры площадью 28 м2 необходимо оборудование 2500 м3/час.

Комбинированная вентиляция

Такая система имеет хорошую эффективность, при этом дает возможность сэкономить на оборудовании и электроэнергии.

Отдельно можно создать систему вентиляции смотровой ямы

Принцип заключается в распределении потоков воздуха: один из них – естественный, а для другого используется автоматический механизм.

В выводном отверстии нужно установить вентилятор для вытяжки – он будет освобождать место, высасывая отработанные массы наружу. Свежие же будут наполнять появившийся свободный объем естественным путем. В такой конструкции расположение вводящих и выводящих проходов не имеет значения: их можно монтировать там, где удобно.

Недостаток комбинированного устройства вентиляции – в необходимости постоянного включения и выключения аппаратуры. Решить проблему легко с помощью программируемой техники с таймером, но на такое оборудование придется потратиться. Еще один минус: внутрь ветер поступает естественным образом, а значит, не подогревается и не очищается. Из-за этого вытяжной прибор будет периодически засоряться, что требует регулярной очистки и профилактических мероприятий.

Отличная статья 13

    Еще больше интересного:

Расчёт


Схема вентиляции гаража

До начала работ по монтажу вентиляции нужно рассчитать необходимый диаметр вентиляционных каналов. Это делают двумя способами:

  • По формуле на 1 м2 площади всего гаража необходимо принимать по 15 мм диаметра трубы. К примеру, для площади 10 м2 необходимо использовать трубу сечением 150 мм.
  • Сумма сечения всех отверстий = 0,3% площади гаража. Это формулу в основном используют при создании одноканальной механической вентиляционной системы.

Согласно требованиям СНиП, в постройку, где есть место для одной легковой машины, необходимо поставлять 180 м3 воздуха/час, за границей этот показатель вдвое выше.

Теперь несколько слов об особенностях расчёта естественной вентиляции. Достаточный природный поток свежего воздуха в гараж возможен, только если установить 2 вентиляционные трубы – приточную и вытяжную. Специальных знаний для расчётов не нужно, главное – выполнять элементарные правила:

  • Приточное отверстие размещают с наветренной стороны гаража, примерно в 10 см от поверхности пола, вытяжное – ниже потолка на 10 см. Они должны находиться в противоположных углах помещения.
  • Воздуховод устанавливается выше крыши на 30-50 см. Его защищают сеткой от насекомых и грибком от дождя и снега.

Если по расчётам у вас требуется вентиляционный канал слишком большого диаметра, то намного грамотнее использовать трубы меньшего размера, но установив 2-3 штуки.

Что нужно подготовить для начала работы

Инструменты, которые необходимо иметь для проведения работ по установке вытяжки:

  • болгарка;
  • перфоратор;
  • герметик;
  • штукатурка.

Для сборки самой конструкции нужны такие материалы:

  • трубы из металла, пластика или асбеста подходящего диаметра;
  • защитные решетки;
  • вентиляторы – если будет монтироваться система механического типа.

Иногда устройство делают из канализационных труб. Но этот материал лучше не использовать для приточного отверстия, чтобы избежать попадания внутрь токсинов, выделяемых пластиком.

Выбрав подходящий вариант, и подготовив все необходимое, можно приступать к установке.

Пошаговая инструкция по прокладке вентиляции


Рассмотрим процесс на примере естественной вентиляции

Сложнее всего в гараже сделать естественную вентиляцию погреба, поэтому в качества примера лучше рассмотреть создание такой системы. Она основывается на правильной установке вытяжной и приточной трубы на требуемой высоте. По приточной трубе свежий воздух поступает в помещение с улицы, а для удаления отработанного служит вытяжная.

Нежелательно отступать от расчётов – так вы сможете обеспечить максимальную производительность системы.

Для изготовления воздуховодов лучше всего использовать оцинкованные или асбестовые трубы подходящего размера.

Сквозная труба может монтироваться двумя способами:

  1. Сквозным – проводят вентиляционную трубу через пол гаража и после этого выводят ее наружу сквозь кровлю.
  2. Настенным – вытяжную трубу заделывают в стену погреба и выводят за границы постройки.

Благодаря этому достигается разница в температурах внутри гаража и на улице, что позволяет обновляться воздуху естественным способом. Для усиления тяги на трубе крепят дефлектор, дополнительно он защищают трубу от проникновения пыли и мусора.

Для устройства вентиляции можно взять асбестовые трубы – часто используют жестяные и пластиковые изделия. Самыми долговечными и практичными являются пластиковые трубы. Они хороши тем что:

  • Служат очень долго;
  • Хорошо выдерживают механические воздействия;
  • Хорошо противостоят воздействию агрессивной среды;
  • Их легко обрабатывать, такие изделия весят очень мало;
  • Поверхность труб скользкая, на ней почти не задерживаются любые загрязнения.

По этой причине изготовление вентиляционных каналов из недорогих и практичных труб из пластика наиболее удобно и доступно.

При изготовлении вентиляционной системы владельцу гаража нет необходимости капитально перестраивать всю конструкцию. Вся работа состоит в том, чтобы купить комплект подходящих по диаметру труб и установить их в нужных местах строения. Отверстия в стенах делают с помощью перфоратора. После того как будут закреплены трубы, отверстия необходимо хорошо заделать.

Чтобы у вас получилась полнофункциональная вентиляционная система, разница высот между приточной и вытяжной трубой должна быть не меньше 3 метров. Только в этом случае возможен качественный воздухообмен. Часть трубы, выходящая на улицу, обязательно должна быть утеплена. На приточном и вытяжном отверстии желательно установить затворки, которые позволят без проблем регулировать силу потока воздуха в зимний период.

В смотровой яме или в подвале желательно сделать принудительную вентиляцию. Для её изготовления придется купить подходящие вентиляторы. Без них в тёплый период очень сложно создать надёжный воздухообмен, ведь при естественной вентиляции он на 100% зависит от перепадов температур.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]