История происхождения стиля ампир
Появлению ампира мы обязаны известному французскому императору Наполеону Первому. Именно во время его правления произошел переход от эры классицизма к новому, более торжественному и триумфальному веянию в искусстве.
Наполеон Бонапарт (Жак Луи Давид)
Стоит сказать, что ампир невероятно точно подходил историческому периоду, в котором он зародился, периоду великих завоеваний, больших войн, огромных армий и величественных империй.
Название «ампир» происходит от французского слова «empire» — империя.
Второй страной, где новое движение в искусстве получило широкое распространение, как ни странно, стала Российская Империя, главные противник Франции в эпоху Наполеоновских войн. Своё начало он получил во вторую половину правления Александра Первого. К этому периоду относят строительство Михайловского Дворца, здание московского Большого Театра, Усадьбы Гагарина и другие объекты.
Александр Первый (портрет Джоржда Доу)
Однако, своё основное развитие «Российский ампир» получил о время правления Николая Первого.
Главные черты стиля ампир
Обязательной чертой «имперского стиля» является обращение к культуре античного Рима, древнегреческих полисов и других государств эпохи эллинизма. В ампире часто используются элементы, подчеркивающие мощь, военное превосходство, государственную власть. Не случайно расцвет данного направления в искусстве пришелся на период сильных государств и огромного значения вооруженных сил стран.
Алтарь мира (искусство древнего Рима)
Стиль ампир нашел свое место в разных отраслях человеческой деятельности. Многие художники, скульпторы, модельеры и дизайнеры, часто используют элементы эпохи XIX века в своих работах, чтобы придать им особый вид, эстетику и важное значение.
Идейный вдохновитель
Ампир стал завершающей стадией классицизма
, про который мы писали не так давно. После буржуазной революции Наполеон I пришел к власти и стал не только серьезной политической фигурой, но и объектом вдохновения для деятелей искусства. Его отвагу и доблесть они отражали в живописи и дизайне, экстерьере и интерьере, а каждый его поход, будь то итальянская или египетская кампания, нашел свое отражение в дизайне и архитектуре.
Превозносили воинскую славу императора в основном через символы, особые знаки и эмблематику. Например, часто использовались лавровые венки, факелы, орлы и трофеи. А мебель декорировали изображениями львов, кариатид
, сфинксов и различных мифических созданий, каждое из которых несло смысловую нагрузку. Так, львы и орлы обозначали силу, отвагу и смелость, а лебедь, напротив, – грацию и утонченность. У самого Наполеона был отличительный знак – пчела – самый старый символ независимости Франции. Именно этот символ вышивали золотыми нитками на предметах текстиля и размещали всюду, куда только падал глаз посетителей.
Стиль ампир в архитектуре
Особую популярность «имперский стиль» получил именно в архитектуре, где ему характерны следующие черты:
- Наличие колонн, лепнины, античных скульптур и строгих линий.
- Должна строго соблюдаться симметрия элементов и поддерживаться равновесие, баланс.
- Богатые декорации, элементы военной сферы, массивность и монументальность.
Наверное, самым известным архитектурным сооружением, возведенным в данную эпоху, считается Триумфальная Арка в Париже.
Триумфальная арка в Париже
В 1806 году, по заказу Наполеона Бонапарта, началось строительство этого монументального сооружения. Работа шла на протяжении 30 лет и велась под руководством трех архитекторов, однако, главным считался Ф. Шальгрен.
Искусствоведы считают римскую арку Тита прообразом работы Шальгрена.
Арка Тита в Риме
Вандомская колонна – не менее монументальное и значимое сооружения эпохи Наполеона. Создателями этой колонны являются Ж. Б. Лепер и Ж. Гондуэн. Работа была сделана в честь побед французского Императора и за её основу была взята колонна Трояна. Здесь также можно проследить обращение к темам античности и военных достижений.
В Российской империи наиболее известным архитектором стиля Ампир считается Карл Росси, автор проектов Михайловского Дворца, Дворцовой Площади и здания Главного Штаба.
Здание главное штаба в С. Петербурге
Однако, не стоит забывать и таких известных людях как: А. Захаров, Д. Жилярди, О. Монферана.
Здание Адмиралтейства по проекту Захарова
Главным скульптором русского ампира считают И. Мартоса. Иван Петрович приложил свою руку к следующим историческим скульптурам: памятнику Минина и Пожарского на Красной Площади, памятнику Александра I в г. Таганрог, а также к бронзовой статуе Иоанна Крестителя, на портике Казанского Собора в Петербурге. Работы Матроса представляют особую ценность для русской культуры и являются национальным достоянием.
В конце 40-х годов XIX века на смену пришел новый подход к творчеству– историзм. В 1930-е годы была проведена «реабилитация» данного архитектурного стиля в виде так называемого «сталинского ампира», который преобрел черты русского конструктивизма
Чкаловская лестница в Н. Новгороде как пример архитектура сталинского ампира
Здание МГУ Москва – пример сталинского ампира
На смену изысканности и тонкости
С наступлением эпохи ампира искусство делается более масштабным и монументальным. При этом на смену изысканной тонкости в стиле Людовика XVI приходит излишняя рассудочность с помпезностью и даже пафосом. В стремлении буржуазии, победившей и отказавшейся от «королевского» направления, в подражании быту или нравам древних римлян много было театрального или показного. В некоторых европейских странах аристократия с крупной буржуазией, для которых французский классицизм времен Людовика XVI еще недавно являлся образцом для подражания, начали откровенно следовать имперскому стилю.
После революции в Париже вновь из разных мест собрались многочисленные художники и зодчие, которые предпочли работать в этой новой стилистике. Ампир в архитектуре, примеры зданий которого не походили на более «собранный» классицизм, в отличие от предыдущих направлений, имел достаточно космополитический характер, исключающий в силу своей регламентированности создание местных школ. Однако это не помешало спустя некоторое время рождению российской разновидности этого стиля.
Стиль Ампир в живописи
Главным представителем ампира в живописи является французский живописец Жак Луи Давид.
Его основными произведениями являются: «Наполеон на перевале Сен-Бернар» и «Портрет мадам Рекамье».
Бонапарт на перевале Сен-Бернар. Жак Луи Давид
Картинам в стиле ампир характерны такие черты как:
- величественность,
- гордость, античные настроения,
- эстетика войны и побед.
Портреты женщин на картинах в стиле ампир полны величавости и имперской гордости. На таких картинах изображались представительницы высших сословий.
Материалы
Ампир богат на дорогие, натуральные материалы: дерево ценных пород, мрамор, бронза, кожа. Стены и пол, помимо функционального значения, несут и декоративное, как, впрочем и все поверхности стиля ампир. Так, для отделки стен используется дорогой текстиль, парча и шелк.
Натуральные материалы здесь – не рекомендация, а требование. В моде мебель из ценных поров красного дерева, обивка из натуральной кожи и текстиля, расшитого золотыми нитками. Также не теряет популярности золочение отдельных элементов интерьера.
Стиль ампир в интерьере
Главные черты
«Имперский стиль» так же идеально подходит для обустройства внутреннего убранства. Интерьер в стиле ампир должен иметь следующие черты:
- Дорогой и роскошный декор;
- Элементы классической архитектуры (колонны, пилястры, лепнина, скульптуры);
- Присутствие античной культуры (образы животных, воинов и др.);
- Золотые, бронзовые цвета. Металлические вставки, картины и предметы старины;
- Эклектичность.
Раньше оформление жилья по шаблонам позднего классицизма могли себе позволить лишь представители высшего класса. Ампир требует наличия большого пространства и «имперского» размаха. Поэтому и комнаты нужны большие и просторные, с широкими окнами и высокими потолками.
Зачастую в стиле ампир оформляют гостиные и спальни, чтобы подчеркнуть высокий статус и материальное положение хозяина дома. Как раз эти комнаты идеально подходят для оформления в данном стиле.
Пример оформления гостиной
При создании интерьера используют массивную мебель с металлическими вставками, декоративными ножками и дорогим декором. Особо важными элементами является роскошная люстра и декор стен.
Спальня в стиле Ампир
Завершение эпохи классицизма
Источниками для творческого вдохновения зодчих стали искусство Древней Греции в период архаики и Древнего Рима позднего периода империи в сочетании с культурой Этрурии, Древнего Египта и других цивилизаций. Пластические идеи древнеегипетского зодчества, нерасчленённые большие поверхности стен с массивными колоннами и пилонами, обеспечивающими четкость с геометрической правильностью цельных объемов и т. п. – все это отличало ампир. Архитектура 19 века стала олицетворением лаконизма, монументальности и строгой уравновешенности и симметрии частей. Это время называют периодом утверждения воинской славы и имперского величия, реализуемого посредством многочисленных символов и знаков. В декоративном убранстве интерьеров и экстерьеров зданий, в мебели, а также в светильниках и посуде использовались в огромном количестве символы воинской славы и эмблематика, заимствованные из древнеримских декоративных средств в виде трофеев и лавровых венков, дикторских связок и орлов, факелов и часто повторяющейся буквы N.
Такой экзотический декор только усиливал театральность в обстановке интерьера. Примеры ампира в архитектуре, по мнению специалистов, очень ярко характеризуют прямое заимствование некоторых типов и форм из предметного мира древности. К примеру, сооружались и соответствующим образом декорировались триумфальные арки и мемориальные обелиски.
Стиль ампир в графическом и веб-дизайне
С развитием технологий и интернета многие направления искусства стали перетекать в компьютерную сферу. Ампир не стал исключением. Сегодня, дизайнеры часто прибегают к данному виду оформления, чтобы выделить свои работы на рынке.
Прежде всего стоит сказать, что подобное оформление подойдет не для каждого проекта.
Например, для страниц официальных структур государства, музеев, банков, исторических сайтов и галерей ампир будет лучшим выбором.
Фирменный стиль Тинькофф оформлен в ампир
Дизайн в стиле ампир в первую очередь выражает премиальность и престиж представленного бренда.
Дизайн логотипа бара для премиум сегмента
Цвета и формы
Не стоит использовать большое количество цветов, лучше сосредоточить внимание на двух из следующих основных оттенков:
- золотые,
- изумрудные,
- темно-синие,
- красные
- белые цвета
Они наиболее соответствуют данному виду оформления с создают особую атмосферу.
Использование военной атрибутики, изображений скульптур Древнего Рима, мифологические мотивы – все это приветствуется при создании графического или веб-дизайна с элементами ампир.
Логотип с военной атрибутикой
Но чаще всего стиль ампир в графическом дизайне выражается в использовании античного орнамента и геометрических текстур.
Пример текстуры из античного узора
Дизайн виньеток в стиле ампир
Шрифты
Шрифт имеет крайне большое значение. При проектировании дизайна необходимо использовать лишь строгие шрифты, без лишних элементов и прикрас.
Стоит применять жирные линии для подчёркивания особо важных моментов в тексте, это придаёт тексту особую значимость и говорит о серьезном настрое на сотрудничество или работу.
Пример типографики в стиле Ампир
Для заголовков и элементов логотипа могут использоваться графичные шрифты с чертами, характерными всему стилю ампир.
Пример графичного шрифта в стиле Ампир
Завершающий «аккорд» русского ампира
Ампир в архитектуре, примеры зданий которого больше всего в России можно увидеть в Санкт-Петербурге, явно выражает настроения того времени. Апофеозом этого русского направления является кафедральный Исаакиевский собор. Он был построен в 1858 году по проекту О. Монферрана. В нем превалируют самые простые формы: куб с квадратом, треугольником, цилиндром и параболическим куполом, что, помимо большого размера, придало храму некую дополнительную монументальность и создало впечатление имперской вековой незыблемости. При строительстве собора использовались прогрессивные технические решения того времени: плитный сплошной ростверк, сделанный из каменной кладки, чугунные ребра на куполах, колонны из гранитных цельных монолитов. Бросается в глаза и богатый наружный декор с красочными интерьерами.
Стиль ампир в моде
Ампир нередко используется в современной моде, причем представителями обоих полов. Чаще всего одежу в таком стиле надевают на торжественные дни, но иногда и в повседневной жизни.
Обычно «имперский наряд» выбирают люди, желающие подчеркнуть элегантность своего тела, любовь к эстетике и деловитость.
Зачастую человек, который так одевается, весьма спокоен и холоден, он не привык терпеть неудобства и невежество. Светские леди и их мужья часто обращаются к эпохе XIX века при выборе костюма, к образам полководцев и фрейлин той эпохи.
Платье 19 века в стиле Ампир
Вельветовое платье в стиле Ампир
Женские одеяния данной эпохи отличаются особой роскошью. Практически всегда это платье с открытыми плечами, глубоким декольте, золотыми вставками, завышенной талией, блестками и стразами. Эти черты присущи и современной моде.
Плате в стиле Ампир (Broke Collection – Vogue)
Прозрачное кружевное платье в стиле Ампир (Broke Collection – Vogue)
Платья в стиле ампир так же легки и элегантны одновременно.
Элегантное черное платье в стиле Ампир
В интерпретации на каждый день, платья в стиле ампир чаще всего имеют греческий силуэт.
Платье силуэта Ампир в деловом стиле
Легкое романтичное платье силуэта Ампир
Эссенцией ампира в современной моде считается белое платье невесты на свадьбе.
Свадебное платье в стиле Ампир
Египетские мотивы
В 1797 году Наполеон совершил поход в Египет, и почти сразу в моду вошло все восточное – сфинксы, ибисы, иероглифы.
Особую популярность завоевывают табуреты на скрещивающихся ножках, украшенных бронзой, а также трехногие табуреты, найденные при раскопках Помпей.