Когда речь заходит о советской мебели, то чаще всего можно услышать 3 такие вещи:
- «Своей мебели в СССР никогда не было. Ее привозили из ГДР, Венгрии, Чехословакии и т. п.».
- «Она была ужасной на вид».
- «Она была качественной».
С каждым из этих утверждений можно поспорить. Но мы не хотим этого делать. Давайте просто окунемся в атмосферу прошлых лет, посмотрим фото и вспомним, какой же на самом деле она была (да, да, была) — советская мебель.
Виды и стили советской мебели
Как развивалось производство товаров для дома в СССР? В каких стилях изготавливалась советская мебель? Рассмотрим эти вопросы далее.
Начнем с того, что в дореволюционной России мебель производилась в основном вручную или полукустарным способом. Мебельные фабрики были сосредоточены вблизи Санкт-Петербурга, Москвы, Риги, Киева и некоторых других городов.
При СССР промышленность начала набирать обороты, и к 1940 году в стране уже было много специализированных предприятий в Москве, Харькове, Таганроге, Махачкале, Гомеле, Симферополе и др. городах. Они массово выпускали простую и дешевую мебель для широких слоев населения, а также более качественные и «шикарные» изделия для новых гостиничных и административных сооружений.
Во время Великой Отечественной войны заводы, по большей части, были сосредоточены на выпуске разнообразных товаров для фронта. После их реорганизовали в лесопильные и деревообрабатывающие фабрики. Говорить о развитии качества и дизайна советской мебели стало можно только к концу 1950-х. Но давайте посмотрим, что же было до этого.
№3. Советские тонконогие кресла
Здесь оговорюсь, что в 50-х было изготовлено несколько вполне симпатичных моделей кресел – они после реставрации могут стать достойным украшением интерьера. Но кресла, которые массово выпустили в 60-х и 70-х, никакой критики в большинстве своем не выдерживали. Это были почти одинаковые массивные изделия на тонких лакированных ножках. Красотой не отличались и в новом виде, а сегодня и вовсе выглядят жутковато.
Если кресло вам необходимо, лучше приобрести что-то современное, а от старого избавиться. Не нужно пугать гостей!
Советское кресло на тонких ножках
Советская мебель в 30−50-е
Наиболее подходящим для описания советской мебели тех времен является стиль ампир или точнее «сталинский ампир», сочетающий в себе барокко, имперский стиль эпохи Наполеона I и поздний классицизм. Главными его характеристиками являются некоторая помпезность и монументальность.
Так, советская мебель изготавливалась из массива дерева (часто из дуба), имела весьма внушительные габариты и, судя по виду, была способна простоять лет 100. Деревянные детали украшались вычурной резьбой. Для мягкой мебели выбирался яркий и узорчатый текстиль. В завершение убранства интерьер дополнялся лепниной, коврами, бронзовыми светильниками, расписной керамикой и хрусталем (разумеется, в домах тех, кто мог себе это позволить).
Среди наиболее запоминающихся моделей советской мебели 30−50-х стоить отметить диваны с полочкой и зеркалом, массивные буфеты для посуды и одежные шкафы под ключ с двумя отделами (для складываемой одежды и вешалок).
Однако «сталинскому ампиру» было не суждено как-либо усовершенствоваться или развиться. В конце 1955 года в СССР было подписано Постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Благодаря этому на сцену вышла советская мебель в стиле минимализм.
Выкручивались, как могли?
До начала шестидесятых в Союзе не было массового производства мебели (в нашем понимании): из листов ДСП не резали типовые тумбочки, полки, шкафы и прочее. Мебелью в те времена занимались небольшие предприятия, а еще артели. Изготавливали такую мебель обычно из массива недорогого дерева (сосновый клееный щит), простых досок и фанеры (последняя могла быть обычной или шпонированной).
На фото ниже – пример обычной кухни 1950-х. Популярностью тогда пользовались деревянные буфеты и шкафчики, крашенные белой краской. Буфеты использовали, чтобы хранить и готовить пищу, в застекленном верхнем шкафу хранилась посуда, в нижнем – кастрюли и всякое сыпучее. На столешнице буфета могли, к примеру, нарезать продукты.
Обычная кухня пятидесятых годов
Рассмотрим еще один пример того, как выглядели советские кухни до шестидесятых годов. Понятия «стили интерьера» для тогдашних людей не существовало, они обставляли жилища, чем придется. Нередко в кухнях встречалась дореволюционная мебель, в особенности – разного рода буфеты и шкафы. Изготавливали их из качественного дерева, потому служили они долго, избавлялись от них только при переезде в малогабаритные «хрущевки».
На заметку! И. Утехин, известный питерский антрополог говорил, что в шестидесятых-семидесятых годах на помойках Ленинграда было полно антикварной мебели, попросту не вмещавшейся в малогабаритные квартиры. Ее выкидывали, заменяя более современной мебелью из ДСП.
Часто в кухнях встречалась дореволюционная мебель
Что касается жилых комнат, то они в те времена также не выглядели презентабельно. Фотография ниже – яркий пример традиционного интерьера тех лет: дешевая «артельная» мебель (см. табуретки), витиеватые предметы дореволюционных времен, книжные полки, сделанные своими руками. Размещали мебель обычно по периметру помещения, в центре находился разве что стол.
Мебель обычно размещалась по периметру комнаты
Богатый (по меркам СССР, конечно) интерьер мог выглядеть примерно так. Фотография ниже демонстрирует дорогостоящую (опять же, по меркам тех лет) мебель из шпонированного масива, выполненную в стиле арт-деко. Далеко не каждый товарищ мог позволить себе подобный гарнитур!
Пример богатого советского интерьера
Влияние «оттепели» на советскую мебель
Следующий период, в котором формировалось новое направление советского мебельного дизайна, пришелся на завершение 1950-х годов и продолжался вплоть до конца 1970-х. Его также называли периодом «хрущевской оттепели».
В 1957 году мебельная промышленность СССР пережила свое второе рождение благодаря подписанию указа об ускорении темпов жилищного строительства. Его задачей было в короткий срок обеспечить квартирами как можно большее число людей. Поэтому квартиры эти (известные как «хрущевки») делали очень маленькими и с низкими потолками, в отличие от тех же просторных «сталинок». Соответственно, в таких условиях массивная советская мебель 30−50-х годов уже не могла пользоваться большим спросом. Это стало еще одной причиной, почему в тот период дизайнеры СССР поголовно ударились в минимализм.
Также читайте: Модные журнальные столики в стиле минимализм
Главный акцент стал делаться на производстве мебельных наборов, а не отдельных предметов мебели. Такие наборы разрабатывались специально для 1-, 2х- и 3х-комнатных квартир. При этом большое внимание уделялось удобству: нужная конфигурация стола, стула или шкафа тщательно просчитывалась на основании показателя среднего человеческого роста. Для снижения стоимости мебели стали широко применять ДСП, фанеру и полимерные материалы. Также в производство были введены эффективные процессы лакирования.
Среди новых видов мебели стоит отметить кресло-кровать, диван-кровать, простые низкие стенки на ножках или без, раскладные столы и кухонные гарнитуры.
Также читайте: Реставрация мебели: 25 лучших идей на Pinterest
Интересно, что многие продукты, выпущенные в то время в СССР, не уступали по своему качеству и дизайну аналогичным зарубежным моделям. Мягкая мебель, кухонные, гостиные и детские гарнитуры, несмотря на свой аскетический характер и минимализм, выглядели очень стильно и по своей эстетике были не хуже, например, тех же датских и американских изделий.
Мебель родом из СССР. Новое — хорошо забытое старое?
Автор: Юлия Олькина
Отодвигая стеклянные дверцы фамильного крепкого и простого в форме и обращении, как настоящий русский мужик, шкафа, аккуратно достаю праздничный хрусталь на стол-трансформер для больших компаний. Чешская стенка, немецкий крутящийся стул на трех ножках, лакированное пианино с медными педалями, яркий красно-желтый ковер… Уже представили себя в недалеком прошлом? Мы даже и не задумывались о дизайне, материалах, экономии пространства. У нас просто все это было, как и у многих. Этакие похожие друг на друга квартиры с добавлением уюта домашнего очага. Штампованные интерьеры советских квартир, где добросовестно собрались предметы мебели вокруг горячего самовара. И пусть это звучит немного удручающе, вспоминается об этом простом окружении с теплом и запахом пирогов.
Вы будете удивлены, но мебели советского периода было как о себе заявить. Мало того, что она действительно существовала, советские дизайнеры в процессе своего творческого развития создавали по-настоящему интересные объекты, которые уж очень напоминают интерьеры современной Икеи. А расскажет нам об этом Александр Семенов, исследователь советского мебельного дизайна и аспирант Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица.
Вторая жизнь старой мебели в новом интерьере
ЮЛИЯ ОЛЬКИНА: Расскажи немного о себе?
АЛЕКСАНДР СЕМЕНОВ: Сфера моих интересов постоянно колеблется между дизайном и искусством. В академии (СПГХПА им. Штиглица) наряду с проектированием мебели и интерьеров мы ничуть не меньше занимались рисунком и живописью. Это интересный опыт, так как дизайн в большинстве своём относится к сфере утилитарного начала, в то время как искусство преодолевает границы функционального. Несомненно, существуют и другие подходы. Например, авангардисты 20-х годов основали движение «производственное искусство», которое предполагало, что художники должны работать во благо построения нового социалистического мира, идти на заводы и непосредственно приобщаться к производственному процессу. Так появляются первые советские проектировщики массовой продукции и зарождается дизайн. Я понимал, что меня увлекает теория и, возможно, через какое-то время она поможет мне вернуться к практическому дизайну. Но, прозанимавшись проектированием мебели около 6 лет, решил оставить это дело и погрузиться в исследования.
ЮО: Почему именно советская мебель?
АС: Потому что эта тема до сих пор крайне мало изучена. Не могу сказать, что обратился к советской мебели по любви. Скорее из-за желания прикоснуться к чему-то неизведанному, развеять некоторые предрассудки. Меня удивляло, что столь много книг есть про итальянский, датский мебельный дизайн, а о советском только небольшие статьи и краткие заметки. Так появились 3 мои книги о дизайне мебели в СССР 1920-х – 80-х гг. Правда пока что они существуют только как самиздат, но надеюсь, что в скором времени ситуация изменится. Надо сказать, что в процессе изучения темы я действительно полюбил советскую мебель, как что-то знакомое и почти родное. Но, если бы на эту тему уже существовали большие исследования, то занялся чем-нибудь другим. Дизайном советской сантехники, например)
ЮО: Сталинский ампир и хрущевский минимализм. Как повлиял план массового строительства на дизайн мебели, её качество, объемы?
АС: Если сравнивать массовую мебель сталинского периода с массовой мебелью хрущёвского периода, то наверно будет не очень корректно именовать первую «сталинским ампиром». Важно понять, что под этим термином мы, прежде всего, понимаем помпезную дорогую мебель, проектировавшуюся для уникальных единичных проектов, вроде Центрального тетра Красной армии или гостиницы Москва.
Л. И. Савельев, С. А. Стапран, А. В. Щусев. Интерьер гостиницы «Москва». 1930-е.
Массовая мебель была иной. Из декора на ней могли присутствовать лаконичные архитектурные карнизы, несколько филёнок, сдержанный орнамент или ещё некоторые весьма лаконичные детали. Другое дело, что мебель в 30-е – начале 50-х годов делалась в основном из массива и фанеры, что делало её визуально массивнее. Плюс ко всему габариты мебели соответствовали строящемуся тогда жилью с относительно просторными квартирами и высокими потолками. В 60-е ситуация меняется. Архитектурные декоративные детали почти полностью уходят из мебели. В массовое производство широко внедряются такие популярные и по сей день материалы как ДСП и ДВП. Они позволяют делать стенки корпусной мебели тоньше, что в свою очередь приводит к уменьшению габаритов предметов. Во многом благодаря новым материалам удаётся значительно увеличить и удешевить производство мебели.
Образцовый интерьер. 1960-е гг
Но мы должны отдавать себе отчёт в том, что мебель сталинского периода ровно так же соответствует идее современной ей архитектуры, как и оборудование интерьеров хрущёвской «оттепели». И в этом они похожи – дизайн отвечает на поставленные перед ним задачи.
ЮО: Основная ассоциация с мебелью советского периода – это стенки, «горки». Как так вышло, что мрачные лакированные шкафы стали обязательным элементом интерьера советской квартиры?
АС: Самое интересное, что для тех, кто их покупал, стенки до сих пор кажутся весьма привлекательными. Предлагаю посмотреть на ассортимент наших современных мебельных магазинов и попробовать найти 10 отличий от советской мебели. Думаю, едва ли получится это сделать. Факт о состоянии современного российского дизайна – проектируемая у нас мебель в большинстве своём пока ещё весьма вторична и далека от того, что абстрактно можно охарактеризовать как хороший дизайн. Часто, когда человек пытается оправдаться (вот тоже хороший вопрос, почему он это делает) за внешний вид массивной советской стенки, то в ход идёт аргумент, что ничего другого нельзя было найти. Брали, что есть. Причём больше всего предпочитали зарубежные, к примеру, югославские стенки. Они казались более привлекательными и качественными. Но их масштаб от этого не менялся – такие же массивные и громоздкие, как и советского производства. На выставках образцовой мебели предлагали различные варианты стенок, некоторые из которых были весьма неплохими, но в большинстве случаев до массового потребителя они так и не доходили.
ЮО: Основная ассоциация с мебелью советского периода – это стенки, «горки». Как так вышло, что мрачные лакированные шкафы стали обязательным элементом интерьера советской квартиры?
АС: Самое интересное, что для тех, кто их покупал, стенки до сих пор кажутся весьма привлекательными. Предлагаю посмотреть на ассортимент наших современных мебельных магазинов и попробовать найти 10 отличий от советской мебели. Думаю, едва ли получится это сделать. Факт о состоянии современного российского дизайна – проектируемая у нас мебель в большинстве своём пока ещё весьма вторична и далека от того, что абстрактно можно охарактеризовать как хороший дизайн. Часто, когда человек пытается оправдаться (вот тоже хороший вопрос, почему он это делает) за внешний вид массивной советской стенки, то в ход идёт аргумент, что ничего другого нельзя было найти. Брали, что есть. Причём больше всего предпочитали зарубежные, к примеру, югославские стенки. Они казались более привлекательными и качественными. Но их масштаб от этого не менялся – такие же массивные и громоздкие, как и советского производства. На выставках образцовой мебели предлагали различные варианты стенок, некоторые из которых были весьма неплохими, но в большинстве случаев до массового потребителя они так и не доходили.
Завецкене Л. Гостиный мебельный гарнитур «Юбилеюс». Литовская ССР. 6 июня 1972 г. Фото Любшис К.
Интересен так же тот факт, что во многом благодаря выставкам образцовой мебели в моду входят крупные стенки. В 60-е годы лишь в редких проектах встречались мебельные гарнитуры длиной и высотой размером со стену. Проектировщики отдавали себе отчёт в том, что подобные предметы загромождают пространство квартир в новых домах. Но в результате многочисленных опросов общественного мнения, проводимых во время выставок, мебель постепенно начинают делать, так скажем, более вместительной.
Я думаю, что не стоит проводить чёткую границу между «тогда» и «сейчас». Обстановка современной квартиры даже с новой мебелью часто незначительно отличается от столь ненавистного «советского интерьера» и, наоборот, некоторые советские квартиры дадут фору многим нынешним проектам.
Иллюстрация из книги «Современная мебель». Мечислав Пухала. 1966 г.
ЮО: Советские дизайнеры. Какие были яркие представители?
АС: В 1920-е это определённо Эль Лисицкий, который обобщил все поиски авангардистов в области дизайна мебели. Он же разработал теорию мебельного проектирования. К тому же, он ввёл понятие «комбинатной» мебели , когда из стандартных элементов можно складывать различные комбинации: от рабочего стола до кушетки.
Иллюстрация из книги «Современная мебель». Мечислав Пухала. 1966 г.
В сталинский период, на мой взгляд, отличился Борис Иофан, который с одной стороны создавал вещи уже в духе постконструктивизма, а с другой не вёлся на поводу популярных в его время тенденций к излишнему декорированию. Его проект оборудования печально известного Дома на набережной – один из шедевров советского мебельного дизайна.
Б. М. Иофан. Кресло для Дома на набережной. Начало 1930-х гг.
Б. М. Иофан. Стол. Начало 1930-х гг.
А в период 60-х – 80-х годов несомненным лидером являлся Юрий Случевский. Его модульная мебельная система, легко изменяющаяся в зависимости от интерьера, роста человека и его потребностей, стала культовой, а его имя прочно вошло в историю.
Случевский Ю. В. Модульная мебельная система.
ЮО: Разделение пространства. Как могла выглядеть советская «студия»?
АС: Советская студия – это вовсе не оксюморон. Ровно так же, как и сейчас, наряду с однокомнатными, двухкомнатными и другими квартирами в советских домах делали студии. Только название это не было распространено. В 20-е годы одним из аналогов современной студии была так называемая «минимальная жилая ячейка».
Милютин Н. Проект минимальной жилой ячейки на одного человека. 1930 г. Вариант размещения встроенного оборудования (перспектива интерьера).
Милютин Н. Проект минимальной жилой ячейки на одного человека. 1930 г. Вариант размещения встроенного оборудования (перспектива интерьера).
Этот авангардистский проект переосмыслили в 60-е, чётко обозначив, что такие квартиры предназначаются для одиночек и несемейных. Правда были конечно исключения:
Меблировка квартир. 1960-е гг.
По сути советская студия мало чем отличалась от современных. Были немного другие конфигурации, но принципиально ничего не изменилось: небольшая кухня усилиями целой группы проектировщиков втискивается в стандартную комнату метров на шестнадцать и получается то, что мы сейчас именуем студией. Часто можно увидеть глубокие ниши для кровати, отгороженные от остального пространства всего лишь шторкой. И конечно же не вызывает удивления тот факт, что многие новосёлы после заселения разграничивали и так небольшое пространство дополнительными перегородками и раздвижными дверями.
Графический лист из каталога образцовой мебели.
Встречаются и весьма интересные решения, которые даже сейчас выглядят современно. Одним из таких примеров являются интерьеры Дома нового быта в Москве 1971 года. Здесь проектировщики объединили кухню, спальную и гостиную в одно пространство, но всё-таки сделали дополнительную небольшую комнатку, так сказать на всякий случай.
Оборудование квартиры Дома нового быта в Москве. 1965 – 1971 гг. Фото Грановский Н. Фотохроника ТАСС.
Оборудование квартиры Дома нового быта в Москве. 1965 – 1971 гг. Фото Грановский Н. Фотохроника ТАСС.
ЮО: В чем существенное различие/различия советской мебели от современной?
АС: Здесь важно понимать, о каком периоде мы говорим. Если посмотреть на мебельные проекты авангардистов (в большинстве своём нереализованные), то мы заметим явные различия в применяемых материалах, стилистиках, но подход к проектированию будет напоминать, например, мебель из IKEA. Дело в том, что у советской мебели нет общего облика, так же как и у современной. Прямого ответа на этот вопрос дать не получится. Но мы можем попробовать выделить несколько характерных тенденций советского мебельного дизайна. Основная из них – смена стилевых направлений — происходила параллельно с перестройками во властных кругах. В 20-е в рамках борьбы с «буржуями» и построения нового социалистического быта выдвигаются тезисы об отказе от расточительства, нефункционального декора. 30-е, напротив, возвращают в мебель декор, формы становятся более массивными, а авангардисты подвергаются гонениям. Во второй половине 50-х критике подвергается уже так называемый «сталинский ампир». В это время проектировщики обращают свой взор на конструктивистские разработки 20-х годов. На этой почве в СССР возникает такое понятие как «агитационная мебель». Она ярко манифестирует идеи времени за счёт некоторой иллюстративности. Яркими примерами может быть Шкаф-витрина Лобова И. 1925 года или стол на ножках в виде винтовок рубежа 1920- х – 30-х годов.
Лобов И. Шкаф-витрина. 1925 г.
Стол. Рубеж 1920-х – 30-х гг. Частная коллекция.
В 60- е манифест выражается уже за счёт других приёмов, но то, какой будет мебель, всё так же решает высшее руководство. Если сказать совсем грубо, то дизайн советской мебели в значительной степени зависел от политической ситуации внутри страны, чего (хочется верить в это) нет сейчас.
ЮО: Забытое старое возвращается, интерес к типовой мебели советского периода возрастает. Как сочетать правильно несочетаемое?
АС: Я считаю, что именно в так называемой попытке сочетать несочетаемое часто рождается та самая острота, которая придаёт звучание интерьеру. Человека всегда окружают предметы из разных исторических периодов. Это данность, которую мы можем принимать или отвергать, как это делали некоторые модернисты, предлагавшие проекты полного сноса и отстройки с нуля целых городов. Но теперь и модернизм ушёл в историю. На мой взгляд, если мы не хотим похоронить историю, то необходимо не консервировать интерьеры и мебель, как это делают классические музеи, а включать предметы в нашу повседневную жизнь. И, если со шкафом XVIII века это сделать непросто, то как раз с модернистской мебелью этот трюк сработает. А как это сделать уже вопрос индивидуальный и правильного ответа здесь не будет. Единственное, о чём я думаю, нужно помнить – не вдаваться в крайности и не превращать интерьер вашей квартиры в парк советского периода.
ЮО: Как найти золотую середину между модными тенденциями и человеческими потребностями. Идеальная мебель, какая она?
АС: На мой взгляд, погоня за идеалом – это очень скучное занятие. Совершенно убеждён, что даже самая ужасная советская стенка в нужном контексте будет выглядеть интересно. К таким же скучным занятиям относится и поиск золотой середины. Я за игру, эксперимент, вариабельность, за бесконечный поиск, развитие мысли. Найти идеал или золотую середину, означало бы зайти в тупик. Это не значит, что целью поисков не должна выступать «золотая середина» или «идеал», но, на мой взгляд, надо иметь ввиду — таких «середин» окажется бесконечное множество. Так что рекомендую, как сказали создатели экспериментального мебельного комплекта МЕБАР «Смелее экспериментировать!».
Лучкова И. И., Сикачев А. В. Проект МЕБАР. 1975 г.
Лучкова И. И., Сикачев А. В. Проект МЕБАР. 1975 г
Советская мебель в 80-е и до распада СССР
К сожалению, о советской мебели после начала 80-х можно сказать мало чего хорошего. Эстетика начала стремительно меняться и не в лучшую сторону. Так, для оформления гостиной стали предлагать только однотипные «горки». Но и те не особо радовали своим мрачным темным цветом, обильно полированной поверхностью, которую приходилось постоянно протирать, либо откалывающимися кусками фанерного покрытия.
Что касается качества, то оно также начало постепенно ухудшаться. Ножки и углы мебели стали быстрее портиться из-за применения низкокачественной фанеры, металлическая и пластиковая фурнитура быстро расшатывалась и в целом дизайн мебели оставлял желать лучшего.
Именно от такой мебели сегодня все стремительно пытаются избавиться. Но что же касается более «древних» изделий из 50−60-х, то мы советуем вам хорошенько подумать, прежде чем выбрасывать советский книжный шкаф (полку, стол или пр.) тех лет на улицу. Возможно, им требуется небольшой ремонт, но он еще может стать достойным элементом вашего интерьера — ведь простые формы и минимализм снова вступают в моду! О методах реставрации советской мебели мы расскажем вам в одной и ближайших статей на Dekorin. Оставайтесь с нами!
UPD: Реставрация советской мебели своими руками
№2. Диван или тахта
Этот предмет мебели, обычно имеющий внутри нишу для белья, стареет очень страшно (как и «стенка»), уже после 25-ти лет использования ножки становятся шаткими и кривыми, полировка облупливается, оголяя старую крошащуюся ДСП, обивка стает грязной, а матрасы проваливаются. Если вы по-прежнему спите на таком чуде, с этим нужно что-то делать! Избавьтесь от советской тахты, лучше купите что-то из IKEA – так уж точно будет привлекательнее.
Тахта 80-х годов
№9. Советские люстры
Где-то до 60-х годов производились хорошие лампы, выполненные из латуни и стекла, они и сегодня могут выглядеть красиво и винтажно. Однако большая часть – примерно 90 процентов – всего, что делали позже (в особенности, «хрустальные» вещи из пластика с желтыми от времени «высюльками») сейчас смотрятся убого и страшно.
Если вашу квартиру «украшает» такая люстра, быстро сбейте ее шваброй и отправьте на помойку. Вместо нее можно купить что-то недорогое и современное (к примеру, в той же IKEA).
Такая люстра уж точно не украсит интерьер
Такие вот дела. Обязательно расскажите в комментариях, какие из этих предметов до сих пор хранятся у вас дома и планируете ли вы от них избавиться. Мне очень интересно.
№5. Кухонная мебель
В Союзе качественной мебели для кухни вообще не делали, а то, что дожило до сегодняшних дней, выглядит устрашающе: вздувшиеся от температуры и влаги плиты ДСП, кривые дверки и поблекшая фурнитура… Даже шкафчики с алюминиевыми ручками (см. фото ниже, очень популярные в 80-х годах) сейчас смотрятся убого.
На заметку! Такую мебель не стоит обновлять и реставрировать, оклеивать чем-то или красить – она все равно будет выглядеть плохо! Лучше, накопив немного денег, потратиться на симпатичную современную кухню.
Советская кухонная мебель