Создание предварительного напряжения в арматуре, бетоне и его потери.


Преднапряжение железобетона

Современные методы карксного строительства используют технологию предварительного напряжения железобетонных конструкций. Преднапряженные конструкции — железобетонные конструкции, напряжение в которых искусственно создаётся во время изготовления, путём натяжения части или всей рабочей арматуры (обжатия части, или всего бетона).
Обжатие бетона в преднапряженных конструкциях на заданную величину осуществляется посредством натяжения арматурных элементов, стремящихся после их фиксации и отпуска натяжных устройств возвратиться в первоначальное состояние. При этом, проскальзывание арматуры в бетоне исключается их взаимным естественным сцеплением, или без сцепления арматуры с бетоном – специальной искусственной анкеровкой торцов арматуры в бетоне.

Трещиностойкость преднапряженных конструкций в 2 – 3 раза больше трещиностойкости железобетонных конструкций без предварительного напряжения. Это обусловлено тем, что предварительное обжатие арматурой бетона, значительно превосходит предельную деформацию натяжения бетона.

Преднапряженный бетон позволяет в среднем до 50% сокращать расход дефицитной стали в строительстве. Предварительное обжатие растянутых зон бетона значительно отдаляет момент образования трещин в растянутых зонах элементов, ограничивает ширину их раскрытия и повышает жесткость элементов, практически не влияя на их прочность.

Преимущества технологии преднапряжения железобетона

Преднапряженные конструкции оказываются экономичными для зданий и сооружений с такими пролетами, нагрузками и условиями работы, при которых применение железобетонных конструкций без предварительного напряжения технически невозможно, или вызывает чрезмерно большой перерасход бетона и стали для обеспечения требуемой жесткости и несущей способности конструкций.

Предварительное напряжение, увеличивающее жесткость и сопротивление конструкций образованию трещин, повышает их выносливость при работе на воздействие многократно повторяющейся нагрузки. Это объясняется уменьшением перепада напряжений в арматуре и бетоне, вызываемого изменением величины внешней нагрузки. Правильно запроектированные преднапряженные конструкции и здания безопасны в эксплуатации и более надежны, особенно в сейсмических зонах. С возрастанием процента армирования сейсмостойкость предварительно напряженных конструкций во многих случаях повышается. Это объясняется тем, что благодаря применению более прочных и легких материалов сечения преднапряженных конструкций в большинстве случаев оказываются меньшими по сравнению с железобетонными конструкциями без предварительного напряжения той же несущей способности, а, следовательно, более гибкими и легкими.

В большинстве развитых зарубежных стран из предварительно напряженного железобетона во все возрастающих объемах изготавливают конструкции перекрытий и покрытий зданий различного назначения, значительную часть изделий, используемых в инженерных сооружениях и в транспортном строительстве; появились производства элементов наружного архитектурного оформления зданий.

Области использования конструкций

Предварительно напряженный бетон позволяет сократить до 50% расхода арматурной стали.

Преднапряженные изделия используются, когда применение обычного железобетона нецелесообразно (перерасход материалов, рост веса и стоимости, невозможность обеспечить несущую прочность и пр.). Сферами их использования являются гражданское, промышленное, специальное и гидротехническое строительство. Объекты — каркасы и мосты с широкими пролетами, напорные трубопроводы, плотины, водонепроницаемые емкости и пр.

А также из них создают подпорные стены, ограждающие панели, лестничные марши, подкрановые балки, фундаменты, колонны, столбы ЛЭП, каркасы тоннелей, междуэтажные перекрытия и пр. Такая продукция незаменима и при возведении построек в условиях взрыво- и сейсмоопасности. Особенно эффективна она при формировании сборно-монолитных конструкций, когда отдельные преднапряженные сборные элементы соединяются в проектном положении арматурой так, что работают как одно целое.

Вернуться к оглавлению

Мировой опыт использования технологии преднапряжения

Телебашня в Торонто

В мире монолитный железобетон большей частью является предварительно напряженным. В первую очередь, таким способом возводятся большепролетные сооружения, жилые здания, плотины, энергетические комплексы, телебашни и многое другое. Телебашни из монолитного преднапряженного железобетона выглядят особенно эффектно, став достопримечательностями многих стран и городов. Телебашня в Торонто является самым высоким в мире отдельно стоящим железобетонным сооружением. Ее высота 555 м.

Поперечное сечение башни в виде трилистника оказалось весьма удачным для размещения напрягаемой арматуры и бетонирования в скользящей опалубке. Ветровой опрокидывающий момент, на который рассчитана эта башня, составляет почти полмиллиона тоннометров при собственном весе наземной части башни чуть более 60 тыс. т.

В Германии и в Японии из монолитного преднапряженного железобетона широко строятся резервуары яйцевидной формы для очистных сооружений. К настоящему времени такие резервуары возведены суммарной емкостью более 1,2 млн.куб.м. Отдельные сооружения этого типа имеют емкость от 1 до 12 тыс.куб.м.

За рубежом все более широкое применение находят монолитные перекрытия увеличенного пролета с натяжением арматуры на бетон. Только в США таких конструкций ежегодно возводится более 10 млн.куб.м. Значительный объем таких перекрытий сооружается в Канаде.

В последнее время напрягаемая арматура в монолитных конструкциях все чаще применяется без сцепления с бетоном, т.е. не производится инъецирование каналов, а арматуру от коррозии или защищают специальными защитными оболочками, или обрабатывают антикоррозионными составами. Таким образом возводятся мосты, большепролетные здания, высотные сооружения и другие подобные объекты.

Помимо традиционных строительных целей монолитный предварительно-напряженный железобетон нашел широкое применение для корпусов реакторов и защитных оболочек атомных электростанций. Суммарная мощность АЭС в мире превышает 150 млн. кВт, из них мощность станций, корпуса реакторов и защитные оболочки которых построены из монолитного преднапряженного железобетона, составляет почти 40 млн. кВт. Защитные оболочки для реакторов АЭС стали обязательными. Именно отсутствие такой оболочки явилось причиной чернобыльской катастрофы.

Ярким примером строительных возможностей преднапряженного железобетона являются морские платформы для добычи нефти. В мире таких грандиозных сооружений возведено более двух десятков.

Платформа «Тролл»

Построенная в 1995 г. в Норвегии платформа «Тролл» имеет полную высоту 472 м, что в полтора раза выше Эйфелевой башни. Платформа установлена на участке моря с глубиной более 300 м и рассчитана на воздействие ураганного шторма с высотой волны 31,5 м. На ее изготовление было израсходовано 250 тыс.куб.м. высокопрочного бетона, 100 тыс. т обычной стали и 11 тыс. т напрягаемой арматурной стали. Расчетный срок службы платформы 70 лет.

Традиционно обширной областью применения предварительно напряженного железобетона является мостостроение. В США, например, сооружено более 500 тысяч железобетонных мостов с различными пролетами. За последнее время там построено более двух десятков вантовых мостов длиной 600-700 м с центральными пролетами от 192 до 400 м. Из предварительно-напряженного железобетона сооружаются внеклассные мосты, которые строятся по индивидуальным проектам. Мосты пролетом до 50 м возводятся в сборном варианте из железобетонных преднапряженных балок.

Мост «Нормандия»

Достижения в мостостроении из преднапряженного железобетона имеются и в других странах. В Австралии, в г. Брисбен, построен балочный мост с центральным пролетом 260 м, наибольшим среди мостов этого типа. Вантовый мост «Баррнос де Луна» в Испании имеет пролет 440, «Анасис» в Канаде — 465, мост в Гонконге — 475 м. Арочный мост в Южной Африке имеет наибольший пролет — 272 м. Мировой рекорд для вантовых мостов принадлежит мосту «Нормандия», где пролет 864 м. Ненамного уступает ему мост «Васко де Гама» в Лиссабоне, построенный к Всемирной выставке ЭКСПО-98. Общая протяженность этого мостового перехода превышает 18 км. Основные его несущие конструкции — пилоны и пролетные строения — выполнены из бетона с прочностью при сжатии более 60 МПа. Гарантированный срок службы моста 120 лет по критерию долговечности бетона (в России же в последнее время большепролетные мосты чаще строятся из стали).

Армирование железобетонных балок напрягаемой арматурой

При проектировании балок прежде всего должны быть выбраны тип расположения арматуры и способ создания предварительного напряжения – натяжение на упоры или на бетон. Для предварительно напрягаемой арматуры применяют сталь высокой прочности, так как вследствие потерь предварительного напряжения из–за ползучести и усадки бетона в арматуре при натяжении необходимо создавать большие напряжения. Кроме того, использование высокопрочной арматуры резко снижает расход металла.

Пучки из проволок применяют для конструкций с натяжением арматуры как на упоры, так и на бетон. Проволоки располагают в пучке концентрически с плотной обмоткой каждого ряда спиралью из тонкой проволоки (рис. 6.23, а); с оставлением полости в средней части пучка для прохода раствора при инъектировании или бетонировании пучка (рис. 6.23, б, в); применяют в виде готовых прядей с параллельными проволоками или витых прядей (рис. 6.23, г). Для улучшения сцепления арматуры с бетоном пучок можно разделить на отдельные пряди с обеспечением их взаимного положения фиксаторами, например, в виде крестов из обрезков арматуры (рис. 6.23, д).

Рис. 6.23 – Расположение проволок в пучках

На концах пучков из параллельных проволок или прядей устраивают концевые анкеры, служащие для натяжения пучков и для закрепления их концов после натяжения. Конусный анкер (рис. 6.24, а) состоит из колодки (1) с коническим отверстием и конусной пробки (2), входящей в это отверстие. Проволоки пучка проходят через щель между колодкой и пробкой и закрепляются в домкрате. После натяжения пучка пробку запрессовывают в колодку при помощи домкрата, зажимая проволоки и обеспечивая их закрепление.

Рис. 6.24 – Конусные анкеры

Конусные анкеры можно применять в конструкциях с натяжением арматуры на бетон в качестве постоянных концевых закреплений пучков, а в конструкциях с натяжением арматуры на упоры в качестве инвентарных закреплений пучков на упорах. Для мощных пучков, состоящих из прядей, используют конусные анкеры, имеющие в конусных пробках пазы для каждой пряди (рис. 6.24, б). Такие анкеры закрепляют до 12 семипроволочных прядей из проволок d = 5 мм.

Надежное закрепление арматуры достигается с применением холодной высадки на концах проволок, образующей бочкообразную головку, диаметр которой в 1,5 раза превышает диаметр проволоки. Для закрепления проволок достаточно пропустить их сквозь анкер так, чтобы головки опирались на него (рис. 6.25). Основная часть такого анкера – пакет из пластин (1), в которых сделаны полукруглые пазы для проволок (5). Пластины стянуты болтами (2), на наружной поверхности пакета имеется резьба, на которую навинчивают стальное кольцо–корпус (4) анкера. Внутреннюю резьбу корпуса в верхней части используют для закрепления тяжа домкрата. На наружную резьбу корпуса навинчивают гайку (3), с помощью которой фиксируют усилие натяжения пучка.

Рис. 6.25 – Сборный натяжной анкер для пучка из 48 проволок с высаженными головками

Для конструкций с натяжением арматуры на упоры предусматривают дополнительное закрепление мощных пучков в бетоне, так как одного сцепления арматуры с бетоном недостаточно. Для этого применяют промежуточные анкеры, чаще всего каркасно–стержневые МИИТа.

Каркасно–стержневой анкер закрепляет пучок в бетоне благодаря расчленению его на отдельные пряди с небольшим числом проволок. При этом обеспечивается доступ бетона ко всем проволокам, которые трижды перегибаются в бетоне. Жесткость на перегибах, а также силы трения препятствуют продергиванию проволок.

В каркасно–стержневом анкере для пучка из 28 проволок d = 5 мм (рис. 6.26) пучок разделен на четыре пряди по семь проволок враждой Пряди поддерживают в разведенном положении диафрагмой (3) с пазами (6) и перегибают на ней в середине анкера, а также на скрутках из мягкой проволоки (1) в начале и конце анкера. Неизменность положения диафрагмы обеспечивают центральным стержнем (4). В стержне имеются отверстия (2) для заводки концов проволоки скруток. Чтобы скрутки не смещались при натяжении пучка, к концам центрального стержня приварены крестообразные упоры из планок или круглых стержней (5), которые служат также для сохранения рассредоточенного положения прядей и препятствуют скручиванию прядей по длине анкера. Планки / имеют размеры 10×15×56. Крест (8) выполнен из арматуры ∅8 (l = 55).

Рис. 6.26 – Каркасно–стержневой анкер

Преднапряженную арматуру можно разместить в бетоне рассредоточено – отдельными проволоками, прядями или малыми пучками. Конструкции с таким расположением арматуры называют струнобетонными. Преимуществом этой арматуры по сравнению с мощными пучками является лучшая связь с окружающим бетоном, что позволяет отказаться от устройства специальных промежуточных анкеров. Кроме того, при рассредоточенном расположении арматуры в бетоне улучшается трещиностойкость конструкции и уменьшается опасность появления усадочных трещин вдоль арматуры.

Недостаток струнобетонных балок – большая трудоемкость арматурных работ, в особенности работ по установке и натяжению струн, а также необходимость в развитии растянутой зоны бетона для размещения большого числа арматурных элементов с обеспечением прохода между ними бетона при изготовлении конструкции.

Применение в качестве арматуры высокопрочной проволоки диаметром до 5 мм. вызвано в основном высокой стоимостью стержней большего диаметра, обладающих высокой прочностью. Упрочнение углеродистой проволоки достигается протяжкой ее в холодном состоянии через отверстия небольшого диаметра с последующей термической обработкой. Высокопрочные стержни большего диаметра изготовляют только с применением легированных сталей. Использование стержневой арматуры позволяет уменьшить трудоемкость арматурных работ и поэтому весьма желательно.

Концевые анкеры стержней для закрепления в упорах выполняют в виде парных коротышей или шайб из стали Ст. 3, приваренных к стержням. Иногда применяют закрепление концов стержней на упорах и захват их домкратами при помощи гаек, навинчиваемых на резьбу, предусматриваемую на самих стержнях. Такая анкеровка очень удобна, однако нарезка ослабляет сечение стержней, а высадка их концов на больший диаметр для исключения ослабления требует кузнечных работ, выполнение которых при большой длине стержней затруднительно. Стержневую арматуру натягивают специальными домкратами. Можно применить электронагрев стержней и натяжение за счет сокращения длины стержней при остывании. Стержневую арматуру можно успешно использовать для устройства предварительно напряженных хомутов. Вертикальный или наклонный стержень перед установкой в опалубку покрывают слоем битума с обмоткой бумажной лентой или помещают в полихлорвиниловую трубку для предохранения от сцепления с бетоном. На одном конце стержня предусматривают анкер в виде приваренной шайбы или двух коротышей, а на другом конце устраивают нарезку (рис. 6.27). Натяжение производят на бетон при помощи небольшого домкрата, который упирают в шайбу, установленную под гайкой. Натяжение хомута фиксируют навинчиванием гайки.

Рис. 6.27 – Конструкция предварительно напряженного хомута

После выбора типа предварительно напряженной арматуры проектировщик определяет расположение ее в бетоне балки.

Наиболее просты балки с одиночной прямолинейной арматурой, размещенной в нижнем поясе (рис. 6.28, a). Такая преднапряженная арматура выполняет основную задачу: воспринимает растягивающее усилие, возникающее при действии изгибающего момента, и обеспечивает прочность балки. Кроме того, воздействуя на сечения балки эксцентричным сжимающим усилием, арматура создает в сечениях сжимающие предварительные напряжения у нижнего волокна, достаточные для требуемой трещиностойкости балки.

Однако одиночная преднапряженная арматура не вполне отвечает требованиям, предъявляемым к мостовым конструкциям, и в большинстве случаев ее недостаточно, так как появляются растягивающие предварительные напряжения в верхнем волокне сечения, которые могут привести к образованию трещин в верхнем поясе балки. Несмотря на закрытие этих трещин при дальнейшем загружении балки постоянной и временной нагрузками, их все же следует считать нежелательными.

Рис. 6.28 – Схемы армирования преднапряженных балок

Кроме того, при перевозке и установке блоков на опоры, как правило, приходится опирать или подвешивать балки не за концы, а в точках, расположенных ближе к середине. В сечениях у этих точек возникают изгибающие моменты противоположного знака, вызывающие появление в верхнем поясе дополнительных растягивающих напряжений.

Поэтому наряду с основной преднапряженной арматурой, расположенной в нижнем поясе, часто оказывается целесообразным поставить и небольшое количество верхней предварительно напряженной арматуры (рис. 6.28, б). Эта арматура несколько уменьшает сопротивление сечений балки основным изгибающим моментам, так как создает сжимающие напряжения в верхнем поясе балки, которые складываются с напряжениями от полезной нагрузки.

При размещении напрягаемой арматуры из мощных пучков в сечении балки для обеспечения качественного бетонирования необходимо оставлять между пучками в свету расстояния не менее 6 см. в горизонтальном и не менее 5 см. в вертикальном направлении. Защитный слой бетона со стороны растянутой и боковых поверхностей должен быть минимум 4 см, а со стороны сжатой поверхности при наличии гидроизоляции – 3 см. Увеличение защитного слоя по сравнению с ненапрягаемой арматурой объясняется большей опасностью коррозии для пучков, состоящих из тонких проволок.

При создании преднапряжения в нижнем поясе балки возникают большие сжимающие напряжения, а в верхних волокнах бетона – растягивающие напряжения. В сечениях у середины пролета эти напряжения уменьшают изгибающий момент от собственного веса балки. У опор изгибающий момент невелик, поэтому целесообразно выключение части основной преднапряженной арматуры из работы в соответствии с эпюрой изгибающих моментов. Для этого можно освободить концевые участки пучков рабочей арматуры от сцепления с бетоном обмазкой битумом и обмоткой бумагой. Анкеры для закрепления концов этой арматуры в бетоне должны ставиться не у торцов балки, а в местах, где выключаемые пучки становятся ненужными по расчету (рис. 6.28, а, б).

Улучшение работы балки на поперечную силу может быть обеспечено приданием основной рабочей арматуре криволинейного или полигонального очертания (рис. 6.28, в). В этом случае на опорных участках усилие предварительного напряжения действует наклонно к оси балки, а вертикальная составляющая его вызывает появление в сечениях балки поперечной силы, направленной противоположно поперечной силе от внешней нагрузки. Суммарная поперечная сила становится меньше, что позволяет несколько уменьшить толщину стенки балок у опор при тех же значениях главных растягивающих напряжений и сократить расход металла на хомуты.

Кроме того, наклонная арматура позволяет рассредоточенно разместить анкеры на торце балки. Отвод арматуры в верхнюю зону у опор уменьшает плечо силы предварительного напряжения и, следовательно, величину предварительных напряжений на опорных участках, поэтому концевые участки рабочей арматуры можно не выключать из работы. Применение полигональной арматуры усложняет и утяжеляет конструкцию упоров, которые должны воспринимать усилие преднапряжения, передающееся на них с большим эксцентриситетом. В местах перелома осей полигональной арматуры требуется установка оттяжек, работающих на восприятие равнодействующей усилий в арматуре до и после перелома. При тонких стенках возможно зависание бетона на наклонных пучках и образование раковин при бетонировании балок.

Главные растягивающие напряжения целесообразно погашать силами, направление которых близко к направлению главных растягивающих напряжений. Этому требованию удовлетворяют конструкции с предварительно напряженными хомутами, устанавливаемыми под углом 60–70° к оси балки (рис. 6.28, г). Применение вертикальных хомутов уменьшает их эффективность, но упрощает изготовление балок.

Преднапряженные хомуты, обжимая стенку балки в вертикальном направлении, исключают появление трещин в бетоне от действия эксцентричной нагрузки на плиту Т–образного блока и позволяют в ряде случаев уменьшить толщину стенки. Для повышения прочности стенки при действии на плиту эксцентричной нагрузки хомуты смещают относительно середины стенки, что увеличивает плечо внутренней пары в сечении стенки.

Значительные местные растягивающие напряжения, возникающие у торцов балок в результате сосредоточенной передачи усилий предварительного напряжения основной рабочей арматуры на бетон, могут быть погашены с помощью поперечного обжатия стенки преднапряженными хомутами, которые обычно ставят более концентрированно у опор.

Для снижения трудоемкости арматурных работ можно применять способ непрерывного армирования, основная идея которого состоит в том, что с помощью специальной машины арматуру по одной–две проволоки с проектным натяжением наматывают на анкеры, закрепленные на упорах. После бетонирования и твердения бетона анкеры освобождают и усилие натяжения обжимает бетон. При непрерывном армировании можно легко получить экономию арматуры, обрывая часть ее в пролете (рис. 6.28, д). Анкеры могут быть горизонтальными трубчатыми, внутри которых находятся закрепляемые на упорах балки, или вертикальными, надеваемыми на консольные выступы в упорах.

Непрерывное армирование позволяет объединить работы по изготовлению, укладке и натяжению рабочей преднапряженной арматуры в одну операцию, выполняемую полуавтоматической установкой.

При натяжении арматуры на бетон пучки размещают в каналах по всей длине или на концах, где их закрепляют. Диаметр канала должен быть достаточным для свободного натяжения пучков без больших потерь на трение пучка о стенки канала, а также для прохода цементного раствора при инъектировании канала после натяжения. Для однорядного пустотелого пучка при инъектировании через отверстие в анкере с подачей раствора в полость пучка допускается превышение внутреннего диаметра канала над наружным диаметром пучка на 5 мм. В других случаях диаметр канала должен быть больше диаметра пучка не менее чем на 15 мм.

В настоящее время, как правило, применяют каналы с бетонными стенками, устраиваемые при изготовлении конструкции с помощью специальных каналообразователей, извлекаемых после приобретения бетоном достаточной прочности. В качестве каналообразователей применяют металлические и полиэтиленовые трубы, резиновые шланги.

Радиус отгиба пучков в каналах должен быть не менее 4 м. для исключения смятия бетона стенок канала и дополнительных напряжений в проволоках пучка в местах перегиба, а также уменьшения сил трения, возникающих здесь при натяжении пучков и вызывающих большие потери предварительного напряжения в средней части пучка даже при натяжении его одновременно двумя домкратами с обоих концов.

Концы арматурных пучков должны иметь отверстия для инъектирования в канал цементного раствора; возможно также устройство боковых отверстий с трубками.

При открытом расположении арматуры, например на дне корытообразного сечения, инъектирование заменяют заполнением каналов или устройством защитного слоя бетона после натяжения арматуры. Эти операции проще инъектирования и легче поддаются контролю. Недостатком размещения арматуры в открытых каналах является отсутствие предварительного напряжения в защитном слое бетона, укладываемом после натяжения арматуры. При действии на пролетное строение нагрузок в защитном слое возникают растягивающие напряжения.

В настоящее время балки, изготовляемые целиком, как правило, делают с натяжением арматуры на упоры. При этом исключаются мелкие трудоемкие операции по образованию каналов, вводу в них арматурных элементов и инъектированию цементного раствора, контроль качества которого затруднителен.

Арматура связана с бетоном непосредственно. Натяжение на бетон для пролетных строений с простыми балками применяют в основном в поперечно члененных конструкциях.

Технология преднапряжения монолитного железобетона в России

В России на долю этих изделий приходится более трети общего производства сборных элементов. За рубежом значительное распространение имеет безопалубочное формование плитных конструкций на длинных стендах. Там обычной практикой является производство плит пролетом до 17 м, высотой сечения 40 см под нагрузку до 500 кгс/м2. В Финляндии железобетонные многопустотные плиты под такую же нагрузку выпускаются высотой сечения даже 50 см с пролетом до 21 м, то есть применение предварительного напряжения позволяет выпускать сборные элементы качественно иного уровня. Натяжение канатной арматуры на таких стендах, как правило, групповое при мощности домкратов 300-600 т. Сегодня разработаны различные системы без-опалубочного формования на длинных стендах «Спайрол», «Спэнкрит», «Спандек», «Макс Рот», «Партек» и других, отличающиеся высокой производительностью, применяемой арматурой, технологическими требованиями к бетону, формой поперечного сечения панелей и другими параметрами. На стендах длиной до 250 м изготавливают плиту со скоростью до 4 м/мин, по высоте в пакете можно бетонировать 6 плит. Ширина плит достигает 2,4 м, при максимальном пролете 21 м. Только плит «Спэнкрит» применяют в США более 15 млн. м2 ежегодно.

В свое время длинные стенды для безопалубочного формования по технологии «Макс Рот» появились и в России. Однако эта технология не получила дальнейшего распространения. В широко используемых у нас конструктивных системах зданий соединение элементов осуществляется через закладные детали. В плитах, изготавливаемых на длинных стендах, как правило, методом экструзии, возможности размещения закладных деталей ограничены. Однако для сборно-монолитных зданий плиты без закладных деталей могут найти самое широкое распространение, что и имеет место за рубежом, особенно в Скандинавских странах и в США.

Позднее в России появились линии «Партек» (на заводе ЖБК-17 в Москве, Санкт-Петербурге, Барнауле), что свидетельствует о появлении спроса на такие плиты. Совершенствование конструктивных систем зданий, безусловно, даст толчок к развитию технологии производства плитных изделий.

Затянувшийся российский застой в области применения преднапряженного железобетона частично связан еще и с тем, что у нас не получили должного изучения и применения предварительно-напряженные конструкции с натяжением арматуры на бетон, в том числе в построечных условиях.

«Энерпром» начинает развивать это направление и предлагает ряд оборудования собственной разработки для реализации такой технологии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]