КТП 1.05.2001. Карта трудового процесса. Заделка трещин в асфальтобетонных покрытиях с применением ручного заливщика швов. (Е-20-2-24-т.2-89)


Почему появляются разломы в асфальте?


Главная и неустранимая причина возникновения дефектов в дорожном покрытии – резкие перепады температуры окружающей среды, в результате чего влага, попадающая в разломы, то увеличивается в объеме при замерзании, то оттаивает, если на улице потеплело. Из-за смены погоды, разрушение асфальта происходит непрерывно, и все появившиеся дефекты в покрытии в течение короткого времени превращаются в опасные для транспорта выбоины и ямы.

Их устранение стоит намного дороже, чем заделывание небольших повреждений – поэтому лучше не допускать появления серьезных дефектов, а ремонтировать самые мелкие трещины, как только они появились.

Ремонт трещин в асфальтовом покрытии

Если рассматривать систему дорожных покрытий в качестве живого организма, то трещины на асфальте будут выполнять роль очагов инфекции, которая без должного «лечения» начнет потихоньку подтачивать весь организм и истощать все больше его ресурсов. Как известно, дороги относятся к «горячей» тройке самых актуальных российских проблем. Ее источник в 90% случаев кроется в плохом обслуживании, некачественном и несвоевременном ремонте. Как говорят в народе «Скупой платит дважды». Так и получается, что в погоне за экономией залатанные по десять раз, словно сума бедняка, дороги разрушаются, и в конечном счете все равно требуются ремонт трещин в асфальтовом покрытии, который обходится гораздо дороже, чем частичный, но сделанный вовремя. Поговорим более подробно о причинах возникновения трещин и о том, как делать ремонт трещин в асфальте.

Виды трещин

Трещины бывают трех видов:

  • продольные,
  • поперечные,
  • сетчатые.

Последние возникают из-за воздействия агрессивных условий среды. Такой низкий уровень защиты покрытия от непогоды обычно вызван длительной эксплуатацией асфальта и его «старением». «Старый» асфальт покрывается ими точно так же, как кожа человека в возрасте морщинками.

Зачастую продольные трещинки не возникают по одной, они быстро находят себе «пару» и распространяются по поверхности, подобно заразе.

Довольно часто такая паутинка образуется на приусадебных участках и в заасфальтированных дворах частных домов. Здесь причина совершенно иная: на асфальт не возлагаются необходимые для поддержания его «упругости» нагрузки. Соответственно покрытие без эксплуатации начинает в прямом смысле этого слова «дряхлеть». Возникновение продольных трещин, как правило, вызвано нарушениями технологии изготовления верхнего слоя асфальтобетонной смеси или же его неправильной заливкой.

Постоянные перепады температур только усугубляют ситуацию и превращают огрехи ремонтников в настоящую катастрофу. Крупная сеть из причудливых переплетений продольных и поперечных трещинок возникает из-за совокупности негативных факторов. Краевые прямые или серповидные трещины вдоль обочины возникают из-за отслоения определенной части асфальта. Причиной может быть и движение грунта, и усадка, и неправильный ремонт, при котором новое покрытие было уложено с ошибками.

Совет: чтобы избежать такой «асфальтной болезни» нужно использовать только качественные материалы и учитывать все нюансы процесса укладки покрытия.

Что становится причиной образования трещин в асфальте

Причина возникновения подобного дефекта может крыться в ошибке, допущенной на любом из этапов строительства дороги. Причем, чем раньше в процессе была допущена оплошность, тем сложнее будет локально устранить ее последствия.

  1. Неправильно проведенная геологическая разведка. Перед прокладкой дороги местность обязательно изучается геологами. Особое внимание уделяется грунту и его характеристикам. Неправильная подготовка грунта приведет к движению и усадке. Соответственно дорога будет «ходить» под ногами, а такого ни один асфальт не выдержит и хорошо, если дело ограничится только трещинами.
  2. Неправильно заложенное основание. Второй этап строительства после разведки и проектирования тоже может привести к катастрофическим последствиям. Если был выбран неверный уклон или неправильно уплотнено основание, покрытие после недолгой эксплуатации обязательно осядет. Главная проблема такой ошибки заключается в том, что даже после замены старого потрескавшегося верхнего слоя на новый, никто не даст гарантии, что его не будет ждать такая же печальная участь.
  3. Несоблюдение условий укладки верхнего слоя. Асфальтобетонная смесь обязательно должна быть определенной температуры, если речь конечно не идет о так называемом «холодном асфальте». Если температура смеси опустилась ниже планки в 120 градусов, то она уже априори считается бракованной и применять ее нельзя. Поддерживаться температурный режим должен в специальных «баках» техники для перевозки АБС. Они по устройству напоминают обычные бытовые термосы. При этом должна учитываться и температура окружающей среды: в холодное время года лучше обходиться «холодным» асфальтобетоном. Он не только лучше «ляжет», но и убережет основное покрытие от резкого перепада температур. В противном случае такая заплатка станет источником целой сетки трещин впоследствии. Плохо подготовленное основание тоже окажет негативное воздействие на дальнейшую судьбу такого покрытия. Нельзя укладывать асфальт в дождь. Вода в данном случае является злейшим врагом дорожных покрытий.
  4. Нарушения технологии «приготовления» АБС также скажутся на ее качестве. Все ее составляющие обязательно должны быть подготовлены должным образом: песок и щебень тщательно промыты, а битум и минеральные порошки подобраны должным образом. Сырье низкого качества естественно тоже не может стать основой для прочного и долговечного материала.
  5. Замерзание воды в «порах» асфальта. Горячее асфальтобетонное покрытие, которое используется в 90% отечественных дорог, имеет пористую структуру. При застое воды с последующим снижением температуры до нуля, вода в забитых порах замерзает. Всем известно, что расстояние между молекулами воды увеличивается и давление, с которым она ищет себе «свободное пространство» колоссально и способно разорвать даже металлические трубы или каменные глыбы. Асфальт естественно такой нагрузки не выдерживает.

Совет: в большинстве случаев образования трещин виноват человеческий фактор. Однако хотя у природы и нет плохой погоды, иногда именно климатические условия становятся причиной такой плачевной ситуации. И даже здесь довольно часто дорожное покрытие просто не рассчитано на такое агрессивное поведение окружающей среды, хотя его и можно «укрепить» и защитить должным образом при строительстве дороги.

Какими методами можно делать ремонт трещин в асфальтовом покрытии

Ямочный метод

Самый распространенный способ ремонта дорог с трещинами — ямочный. Перед тем как делать ремонт трещин в асфальтовом покрытии его подготавливают: очерчивают дефектные участки. Специальной фрезой куски асфальта вырезают, при этом важно затронуть не только верхний, но и нижние слои. Дно образовавшейся ямы тщательно зачищают от крошки, пыли и мусора. Затем ее заливают горячей эмульсией битума и сверху уже укладывают асфальтобетонную смесь. Далее участок утрамбовывают с помощью ручных виброплит.

Этот вид ремонта считается наиболее распространенным и дешевым. Недостаток технологии только в том, что ямочный ремонт не обеспечивает герметизацию покрытия.

Струйно-инъекционный метод

Этот метод отличается дешевизной, но он избирателен и подходит только для тех участков дороги, на которые не возлагаются сильные нагрузки. Трещины зачищаются с помощью специального аппарата, который нагнетает сжатый воздух. Затем внутренняя поверхность дефекта обрабатывается битумной эмульсией и засыпается щебнем. Щебень для закрепления тоже «пропитывается» эмульсией и трамбуется. Мера, конечно, оперативная и удобная, но рассматривается только в качестве временной, так как по истечении определенного периода трещины все равно дадут о себе знать.

Метод с использованием литого асфальтобетона

Этап подготовки покрытия к ремонтным работам точно такой же, как и для простого ямочного ремонта. Единственное отличие: при наличии рециклера снятый слой асфальта перерабатывается и используется вторично. Им засыпают яму, утрамбовывают и заливают сверху литой асфальтобетонной смесью. Утрамбовывать этот материал не нужно. Если ремонт выполняется на опасном участке дороги, для повышения сцепления заплаты с шинами ее сразу же присыпают черным щебнем и вдавливают его в покрытие.

Заливка трещин различными видами полимеров

Способ очень эффективен: очищенные трещины герметично заливаются специальным составом, который уже не пропустит воду и предотвратит дальнейшее разрушение покрытия, но такие материалы обычно дорогие, поэтому не каждая коммунальная контора может себе позволить такую роскошь.

Совет: любой из вышеперечисленных методов может временно или навсегда исправить огрехи верхнего слоя дорожного покрытия, но совершенно бессилен при ошибках закладки основания или дефектах грунта. Здесь поможет только полный ремонт дорожного покрытия с его заменой.

Послесловие

В качестве дополнительной меры на верхний основной слой асфальта по литьевой технологии накладывается еще и слой износа, который выполняет защитную функцию покрытия. Он как раз и способен обеспечить герметизацию и препятствует попаданию воды в асфальтные «поры». Оптимально такое дополнение при тех типах ремонта, которые не могут герметично «закупорить» трещину. Кстати, далеко не все виды трещин поддаются локальному ремонту.

«Сетка» на старом асфальте не «лечится» ни одним из вышеперечисленных способов, ее можно убрать только вместе с покрытием, заменив его на совершенно новое. Точно такая же история с серповидными трещинками и дефектами «по краешку» у самой обочины. Здесь речь идет об отрыве одного слоя покрытия от другого, и заливка полимера или наложение заплатки в данной ситуации все равно, что «мертвому припарки», как говорят у нас в народе. К трещинам стоит относиться как к первым тревожным звоночкам «болезни» и оперативно от них избавляться, чтобы впоследствии не пришлось истратить на «лечение» серьезно поврежденного асфальта весь бюджет.

Какие материалы нужны для ремонта трещин?

Для устранения трещин в асфальтном покрытии используют разные материалы:

  • Асфальтобетонные смеси (заполняющие и вяжущие, холодные и горячие, и др.);
  • Битум – к его плюсам можно причислить небольшую цену и высокую прочность. Но для того, чтобы ремонт трещин битумом был качественным, нужно нагреть его до высокой температуры, и кроме того, хорошо осушить разлом;
  • Эмульсии (их не нужно разогревать; к тому же эмульсии не боятся влажности и имеют низкие показатели вязкости – а значит, хорошо заполняют трещину). Эмульсии, как правило, делают на основе битума;
  • Герметики – наиболее подходящий материал для устранения дефектов, ведь они имеют оптимальные параметры вязкости и устойчивости к влаге. Однако герметики имеют высокую стоимость, и потому применяются ограниченно, на самых ответственных участках дорожного покрытия;
  • Песок – недорогой материал, необходимый для защиты разлома от излишнего разогрева в жару. Кроме того, песок эффективно предотвращает налипание на колёса машин верхнего липкого слоя битума, эмульсии или герметика, которыми заполнена трещина.

Заделка трещин в асфальтобетонных покрытиях

Состав работ

При заделке трещин с применением заливщика марки ЗТ

на базе автогудронатора

1. Наполнение цистерн органическим вяжущим. 2. Погрузка материалов в бункеры (песка, отсева дробления). 3. Подогрев вяжущего с проверкой шлангов. 4. Установка и снятие ограждений. 5. Очистка покрытия и трещин от пыли и грязи. 6. Заливка трещин органическим вяжущим. 7. Засыпка трещин песком или отсевом дробления. 8. Перемещение заливщика в процессе работы. 9. Подноска инструментов, материалов в пределах рабочего места.

Таблица 2.27 – Нормы затрат труда на заделку 100 м трещин

Наименование работСостав исполнителейНорма затрат трудаСредний разрядНомер нормы
Заливка трещин при помощи заливщикаМашинист автогудронатора 5-го разряда – 1 Асфальтобетонщик 3-го разряда – 10,34 (0,17)3,861
Установка ограждений, погрузка и разгрузка материалов, засыпка трещинАсфальтобетонщики: 3-го разряда – 1 2-го разряда – 3 1-го разряда – 10,832,032
Очистка покрытий и трещин от пыли и грязиАсфальтобетонщик 3-го разряда – 10,1733

При заделке трещин с применением ручного заливщика швов

1. Установка и перестановка ограждений. 2. Очистка поверхности покрытия и трещин. 3. Смазка стенок трещин и швов органическим вяжущим. 4. Заделка трещин в асфальтобетонном покрытии с заполнением бачка заливщика органическим вяжущим. 5. Перемешивание и подогрев органического вяжущего в бачке. 6. Перемещение заливщика в процессе работы. 7. Засыпка трещин песком или отсевом дробления.

Таблица 2.28 – Норма затрат труда на заделку 100 м трещин

Состав исполнителейНорма затрат трудаСредний разряд
Асфальтобетонщики: 3-го разряда – 1 1-го разряда – 11,62,08

П р и м е ч а н и е.

Приготовление вяжущих материалов и доставка их к месту производства работ нормой не предусмотрены и нормируются отдельно.

При заделке трещин вручную

1. Установка и перестановка ограждений. 2. Очистка швов и трещин металлическими крючками, щетками и ручными компрессорами. 3. Разогрев органических вяжущих в передвижном котле. 4. Смазка стенок трещин и днищ органическим вяжущим. 5. Заполнение швов и трещин органическим вяжущим из леек. 6. Засыпка трещин песком. 7. Подноска материалов на расстояние до 25 м и передвижка котла. 8. Переходы в процессе работы.

Таблица 2.29 – Норма затрат труда на заделку 100 м трещин

Состав исполнителейНорма затрат трудаСредний разряд
Асфальтобетонщики: 3-го разряда – 2 1-го разряда – 23,32,08

При разогреве вяжущих материалов в передвижном котле

1. Загрузка битумных материалов в котел. 2. Разогревание материалов в котле. 3. Обслуживание топки котла.

Состав исполнителей

Асфальтобетонщик 3-го разряда – 1

Таблица 2.30 – Нормы затрат труда на разогрев 100 л вяжущих материалов

Вид вяжущих материаловТемпература нагрева, град. С, доНорма затрат трудаНомер нормы
Безводные1200,361
1800,462
Обводненные (храня-щиеся в открытых котлованах)1200,573
1800,724

Очистка дорожных покрытий от пыли и грязи

Состав работ

При очистке механической щеткой

1. Очистка покрытия механической щеткой. 2. Развороты машины в конце участка.

При очистке вручную

1. Очистка покрытия от пыли и грязи вручную метлами, скребками и лопатами. 2. Уборка пыли и грязи за пределы дорожного полотна. 3. Установка и перестановка ограждений.

Таблица 2.31 – Состав исполнителей

Профессия и разряд рабочих Способ очистки
механической щеткой на базе вручную
поливомоечной машинытрактора с мощностью двигателя свыше 44,2 до 73,5 кВт (свыше 60 до 100 л.с.)
Водитель автомобиля 5-го разряда Тракторист 5-го разряда Дорожный рабочий 2-го разряда1 — —— 1 —— — 1

Таблица 2.32 – Нормы затрат труда на 100 м2очищенного покрытия

Наимено-вание работ Вид покрытий Норма затрат труда Номер нормы
Способ очистки
механической щеткой

на базе

вручную
поливо-моечной машинытрактора с мощ-ностью двигателя свыше 44,2 до 73,5 кВт (свыше 60 до 100 л.с.)
Очистка дорожного покрытия от пыли

и сухого мусора

Асфальтобетонные, цементобетонные и обработанные вяжу-щими материалами 0,02

(0,02)

0,025

(0,025)

1,11
Щебеночные, гравийные1,32
Очистка дорожного покрытия от грязиАсфальтобетонные, цементобетонные и обработанные вяжу-щими материалами 0,03

(0,03)

0,04

(0,04)

1,93
Щебеночные, гравийные2,14
индексабв

Ямочный ремонт цементобетонных покрытий

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]