Дом на колёсах: как воплотить мечту в реальность и не остаться на улице

Как называется дом на колёсах и зачем нужен

В разных странах дома на колёсах называются по-разному, поэтому иногда из-за этого может возникнуть определённая путаница у неподготовленного пользователя, когда речь идёт о подобной технике. В странах Южной и Северной Америки дома на колёсах называют трейлерами, а в Европе – кемперами или караванами. В нашей стране дома на колёсах называют автодачами, и они постепенно завоёвывают своего потребителя. За рубежом техника данного типа используется как для путешествий, так и для постоянного проживания, а в нашей стране – исключительно в туристических целях.

Использование дома на колёсах позволяет его владельцу быть абсолютно мобильным, и при этом пользоваться всеми удобствами, свойственными обычному дому

Видео описание

Видео-обзор дома на колесах, популярного в России:
При выборе трейлера всегда требуется помнить об одном важно правиле – он должен хорошо совмещаться с легковым автомобилем, который будет его перевозить. Это касается мощности легкового авто, поскольку его очень просто перегрузить, что приведет к серьезным последствиям, дорогостоящему ремонту, длительному ожиданию и испорченному отдыху.

Специалисты рекомендуют приобретать тяжелые прицепы для более мощных автомобилей, которые смогут с легкостью с ним справиться. Особенно это касается тех случаев, когда по дороге часто приходится спускать или подниматься.


Когда в путешествие хочется отправиться одному, максимум вдвоем Источник luxusbenz.com

Преимущества и недостатки трейлеров − домов на колёсах

В нашей стране трейлеры не так распространены, как, скажем, в Америке или Австралии, что связано с наличием определённых трудностей с их использованием. Тем не менее, в связи с наличием ряда преимуществ, свойственных подобной технике, этот вид транспортных средств становится всё более популярным. Преимуществами, которые получает правообладатель подобной техники, являются следующие показатели, а именно:

  • мобильность и свобода перемещения, сопровождаемая комфортным проживанием;

Внутренняя планировка и оснащённость кемпера зависит от его размеров и личных предпочтений пользователя

  • снижение затрат во время путешествий, связанных с оплатой счетов за услуги по проживанию в гостиницах и мотелях;
  • простота покупки, продажи и переоформления, а также оформления прочих действий, связанных с регистрацией в контролирующих органах;
  • отсутствие коммунальных платежей за использованные энергоносителя (вода, отопление, электрическая энергия);
  • на автодома не распространяется налог на имущество, т.к. они относятся к категории транспортных средств;
  • простота обслуживания и эксплуатации − являются залогом успешного отдыха с использованием техники подобного типа.

Кемпер на базе прицепа меньше по размерам, чем изготовленный на полноразмерной базе автомобиля, тем не менее, он также функционален

Из недостатков, свойственных трейлерам, при эксплуатации в нашей стране следует отметить следующие моменты:

  • значительный расход сжиженного газа, идущего на отопление и приготовление пищи, требует его дозаправки и наличия информации о таких местах в регионах перемещения;
  • небольшой объём внутреннего пространства позволяет взять в дорогу только ограниченное количество вещей, которые могут потребоваться во время путешествия;
  • ванная комната, при её наличии, имеет очень малые размеры и не совсем удобна при использовании;
  • как правило, дома на колёсах не оснащаются или оснащаются слабо системой шумоизоляции, что неудобно при использовании рядом с автомагистралью или в населённых пунктах;
  • на территории РФ практически не развита сеть кемпингов, предназначенных для размещения автодомов, поэтому невозможно доставить почту или иную корреспонденцию в адрес пользователя, отдыхающего подобным способом;
  • технические средства требуют периодического обслуживания и ремонта, что связано с определёнными финансовыми затратами.

Современные модели автодомов могут оснащаться не только местами для отдыха, но также и имеют в своей конструкции даже «гараж» для легкового автомобиля

Комфорт и обслуживание

Фургоны могут иметь самую разную начинку, но у них большие габариты и вес – высота минимум 3 м, длина 6 м, а ширина от 2 м. Поэтому водителю сначала надо привыкнуть к такой машине, потренироваться и только потом отправляться в поездку. Иногда возникают сложности при парковке и с пространством для маневра. Авдомом или прицеп дом может быть зимним или летним.


Оснащение дома на колесах чаще зависит от его размеров – чем больше пространство внутри, тем больше комфорта Источник marriage.ru.net

Для кемперов оснащение может быть следующим:

  • газовые баллоны;
  • диваны;
  • аккумуляторы;
  • электроника;
  • сеть 230 В;
  • шкафы;
  • печь;
  • холодильник;
  • баки с водой
  • санузел с душем и так далее.

Современные модели оснащаются солнечными батареями, водонагревателями, обогревателями воздуха, иногда генераторами. Рационально используя все ресурсы можно автономно прожить в таком доме несколько дней.


Дом на колесах с гаражом для квадроцикла Источник luxusbenz.com

Во время поездки на постоянно контролировать запас воды, пополнять ее, а использованную сливать. Также надо очищать и заправлять (специальными средствами) биотуалет. При регулярном использовании санузла процедура проводится раз в несколько дней.

Кемперы в основном оснащают двумя газовыми баллонами (основным и запасным), которые подключаются к печке и нагревателям воздуха и воды, иногда холодильнику. Их хватает на пару недель при умеренном использовании. Все индикаторы могут размещаться на приборной панели водителя или в салоне, рядом может располагаться система управления. Прицеп дача на колесах также может иметь подобное оборудование и индикаторы, но все зависит от габаритов и комплектации.


Компактный фургончик для путешествий Источник autoturisme.mitula.ro

Виды домов-машин на колёсахс фото примеров

Все дома на колёсах подразделяются на несколько классов:

  • класс «А» − одно- и двухэтажные, у которых салон и кабина являются единым целым – интегрированные;
  • класс «В» − изготавливаются на базе микроавтобуса, а над кабиной водителя спальное место не предусмотрено – полуинегрированные;
  • класс «С» − над кабиной водителя предусмотрено спальное место – это альковые дома на колёсах;
  • класс «D» − малогабаритные модели, предназначенные для 1-2 путешественников, изготавливаются на базе низкопрофильных модификаций автомобилей.

Класс «А»

Интегрированные автодома изготавливаются на базе больших грузовиков или автобусов и оснащены всем необходимым для длительного проживания.

Один из вариантов компоновки автодома интегрированного типа

Конструкция домов на колёсах данного класса может предполагать раздвижные стены, что позволяет увеличить внутренний объём помещений во время стоянки.

Совмещение кабины водителя и прочих помещений увеличивает внутренний объём помещений

Во время движения автодома данного класса могут ничем не выделяться из общего ряда транспортных средств и напоминать внешне простой автобус или большой грузовик.

Вариант дома на колёсах интегрированного типа на базе грузовика

Класс «В»

Полуинтегрированные модели являются наиболее востребованными, что обусловлено сочетанием в себе размеров, достаточных для размещения 4 человек, и наличием необходимого оборудования для их существования.

Модели данного класса имеют все необходимые помещения для длительного путешествия: ванная комната и санузел, спальная зона и места для отдыха, а также кухня, кладовые и технические помещения. Кроме этого, автодома данного класса оснащаются всей необходимой встроенной бытовой техникой.

Кресло водителя и пассажира легко трансформируются для использования во внутреннем пространстве автодома в период стоянки

У моделей полуинтенрированного типа для увеличения их внутреннего объёма может быть предусмотрена надстройка, предназначенная для хранения вещей и располагаемая над кабиной водителя.

Конструкция автодома может предусматривать наличие различных дополнительных приспособлений, улучшающих отдых с их использованием, – в данном случае это навес, монтируемый во время стоянки

Класс «С»

Альковые дома на колёсах также являются достаточно популярной конструкцией, что обусловлено их функциональностью во время проживания, и манёвренностью при передвижении.

Классический вариант алькового автодома

Данный класс транспортных средств ещё называется «Campervan», в их конструкции предусмотрено размещение односпального места над кабиной водителя.

Спальное место над кабиной водителя имеет небольшие размеры, но за счёт такой конструкции увеличивается полезный объём прочих помещений

В автодомах данного типа зона водителя отделена от жилой, а водительское кресло и сидение переднего пассажира не могут быть трансформированы во внутреннее пространство.

Автодом на колёсах на базе автомобиля «Мерседес»

Класс «D»

Данная группа автодомов имеет малый внутренний объём и оснащена технически по минимуму, что объясняется малыми габаритными размерами подобных транспортных средств.

Автодом на базе «Мерседес Бенц Спринтер» внешне совсем не отличается от обычного автофургона

«Lowprofile» − это название домов на колёсах данного класса при реализации их за рубежом.

Кемпер класса «D» на базе «Форд Транзит» отличается минимализмом во всех отношениях

Типы автодомов

Автодом бывает на базе автомобиля (микроавтобуса, грузовика, автобуса, джипа, лайнера) или прицепа дома на колесах. Последние раскладные или стационарные, некоторые делаются по типу палатки. Раскладные занимают меньше места, небольшие габариты и не разбалтываются. Они не дают большого комфорта и возможности перевозить с собой много вещей. Варианты на базе автомобилей позволяют пользоваться различными благами человечества, в них комфортно отдыхать, готовить и принимать пищу, но у них большие габариты. Часто такие кемперы оснащаются полноценной кухней, телевизором, санузлом.

Для бездорожья лучше приобретать прицепы с различными типами палаток – небольшие размеры и вес. Если требуется больше комфорта, тогда прицеп или автодом на полугрузовике или грузовике. Но в этом случае надо изучить его возможности, проходимость, прочность и качество сборки.

Прицепы имеют все для хорошего отдыха и долгого путешествия. Их даже можно ставить там, где запрещено строительство любых домов, он регистрируется как жилой прицеп, может быть с минимальным набором. Дорогие и большие прицепы даже могут оснащаться гаражом для авто, бассейном, спальней и гостиной.


Прицепной фургончик крепится к любой машине, и при необходимости так же легко отцепляется Источник thequestion.ru

Стационарные прицепы имеют жесткие стены и рассчитаны на разное количество людей (2-6 человек). Достаточно большие, иногда делается утепление стен, набор систем может не уступать автодому (санузел, обогрев, кухня, холодильник, необходимая мебель).

Есть менее дорогие варианты в виде прицепов с палатками, которые могут использоваться только в теплое время года. У них небольшие габариты, дополнительно есть тент для установки на грунте. Стены и крыша могут быть жесткими или из тента с разными комбинациями. Для бездорожья самые удобные – это прицепы на полугрузовик с большой мощностью и грузоподъемностью. Устанавливается на авто с открытым багажником, часть дома нависает над кабиной.

Дом на колёсах на базе прицепа с фото внутри и снаружи

Данная группа автодомов в классификации подобных транспортных средств относится к классу «дом-дача» на колёсах и может быть изготовлена в виде стационарного прицепа или прицепа-палатки. Прицеп, предназначенный для жилья, может перемещаться любым автомобилем, оснащённым специальной сцепкой, т. к. по своим габаритным размерам и массе он схож с аналогами, предназначенными для технических целей.

От размеров прицепа зависит его оснащённость и технические возможности

Прицеп-палатка не предназначен для длительного проживания и может быть использован для кратковременных путешествий.

Один из вариантов оснащения прицепа-палатки

Как выбрать дом на колёсах – рекомендации нашей редакции

Дом на колёсах – это достаточно сложное транспортное средство, поэтому выбрать его не так уж и просто, как это может показаться, на первый взгляд. Специалисты нашей редакции рекомендуют при выборе модели автодома ответить для себя на ряд вопросов, после чего принимать соответствующее решение, и вот как они формулируются:

  1. От класса автодома зависит его функциональность и возможность использования в тех или иных условиях, поэтому это первый вопрос, на который следует дать ответ изначально.
  2. Марка шасси транспортного средства гарантирует надёжность передвижения. По этому показателю наиболее востребованными марками являются Форд и Мерседес, Фольксваген и Фиат.
  3. От мощности двигателя и типа привода зависят транспортные характеристики автодома.
  4. Выбор планировки и оснащённости дома на колёсах – зависят от индивидуальных предпочтений пользователя и количества членов семьи.
  5. Различные классы автодомов требуют наличия разной категории в правах на управление транспортным средством, поэтому на это также следует обратить внимание на стадии выбора модели.

Назначение автодома может быть различным: от проживания и отдыха до передвижного офиса и общественного сооружения

Выбор дома на колесах

Перед покупкой следует обратить внимание на следующие моменты:

  • Обязательно осуществить проверку ходовой части;
  • Внимательно изучить экстерьер/интерьер (проверить наличие трещин, «заплаток» и т.п.);
  • Исследовать работоспособность жизнеобеспечивающих систем и общую исправность оборудования;
  • Проверить присутствие теплоизоляции;
  • Узнать о свойствах маневренности автодома;
  • Оценить количество людей, которые могут комфортно разместиться внутри;
  • Ознакомиться с отзывами о компании-производителе.

Правила эксплуатации дома на колёсах

При эксплуатации автодома его использование можно разделить на две составляющие: транспортировка и стационарный режим. При передвижении дома на колёсах он, как и все транспортные средства, должен соблюдать Правила дорожного движения, принятые в стране, где осуществляется перемещение. При использовании на местах стоянки во время путешествий, а также в местах хранения необходимо:

  • в месте размещения во время путешествий автодом должен быть надёжно зафиксирован на поверхности земли, чтобы исключить опрокидывание, если это прицеп, или самопроизвольное перемещение – если это прочие классы домов на колёсах;
  • контролировать запас воды и своевременно его пополнять в случае необходимости, а при размещении в местах хранения – воду следует слить;
  • при использовании в холодный период года необходимо следить за уровнем температуры внутри автодома, чтобы не допустить размораживания инженерных сетей;

Надёжная установка в месте размещения – залог успешного отдыха

  • в установленные производителем сроки следует производить очищение и заправку биотуалета;
  • для недопущения срывов работы функциональных систем необходимо контролировать количество сжиженного газа, используемого для приготовления пищи и отопления, а также подогрева воды для душа;
  • как и в любом доме, чистота − это залог здоровья проживающих в нём, поэтому в помещениях необходимо выполнять сухую и влажную уборку;
  • для надёжной эксплуатации автодома в период его хранения необходимо выполнять профилактические работы на шасси и двигателе, а также в прочих системах, имеющихся в транспортном средстве.

Автодом класса «D» − это вполне доступный автомобиль марки Фольксваген Калифорния

Какие удобства предоставляются, и какие трудности возникают у владельцев дома на колёсах

При использовании в нашей стране главными трудностями правообладателей автодомов являются дороги и отсутствие специальных стоянок, необходимых для размещения во время путешествий. Кроме этого, возможны сложности с заправкой водой, газом и биотуалетами, особенно в удалённых от центра регионах. Количество спальных мест у разных моделей в различных классах может сильно разниться, но наиболее распространены 2-6 штук. Как правило, автодом имеет следующее инженерное обеспечение:

  • возможность подключения к внешней электрической сети напряжением 220 Вольт;
  • внутренняя, бортовая сеть транспортного средства 12/24 Вольта;
  • ёмкость для хранения воды, используемой для питья и технических целей;
  • баллон (баллоны) со сжиженным газом.

Санузел может быть совмещён с душевой или быть выполнен раздельно

Модели классов «А», «В» и «С» оснащаются встраиваемой бытовой техникой для кухни (холодильник, печь СВЧ, варочная плита и т.д.), а также для отдыха −телевизор, радио и прочие медиаустройства.

Особенности самостоятельного изготовления

В связи с тем, что дома на колёсах стоят достаточно дорого, то при наличии желания и свободного времени подобное транспортное средство можно изготовить самостоятельно. В этом случае основным требованием будет использование шасси заводского изготовления, т.к. в противном случае готовое изделие не удастся использовать на автомобильных дорогах в соответствии с требованиями ГИБДД. Вариантов в этом случае два:

  • использовать автомобильный прицеп;
  • переоборудовать имеющееся транспортное средство – микроавтобус или полноразмерный автобус.

Дом на колёсах своими руками из прицепа

При выборе такого варианта изготовления габариты автодома будут зависеть от размера автомобильного прицепа и его грузоподъёмности.

Кемпер, изготовленный своими силами на основе автомобильного прицепа

Изначально необходимо нарисовать чертёж или эскиз изготавливаемого объекта и продумать варианты использования имеющихся в наличии материалов. Наиболее удобным в исполнении будет вариант каркасной конструкции, которую можно утеплить путём использования соответствующих материалов, укладываемых во внутреннее пространство каркаса. Кроме этого, следует выполнить работы по внутренней и внешней отделке, укладке необходимых инженерных коммуникаций и установке оконных и дверных блоков. Наличие мебели и бытовой техники зависит от размеров изготавливаемого кемпера, а также финансовых возможностей пользователя и его личных предпочтений. Особое внимание следует обратить на место размещения ёмкости под воду, а также обустройство электрического и газового хозяйства.

Вариант обустройства автомобиля ГАЗель в качестве дома на колёсах

Изготовление дома на колёсах своими руками на базе автомобиля марки ГАЗель

Имея в наличии автомобиль марки «ГАЗель», её достаточно просто переделать в дом на колёсах, соответствующий классу «С» или «D», для этого потребуется:

  • удалить имеющиеся сидения и прочие конструкции, предусмотренные заводской комплектацией, за исключением несущих, обеспечивающих жёсткость кузова;
  • выполнить антикоррозийную обработку внутренней поверхности кузова, после чего произвести отделку внутреннего пространства в соответствии с творческим замыслом пользователя;
  • предусмотреть размещение необходимого инженерного оборудования и мебели, выполнить их монтаж.

Наиболее простой и доступный вариант переоборудования ГАЗели

Особенности автодомов

Существует большой выбор моделей таких домов, например, некоторые представляют собой прицеп дачу, а в других есть место для перевозки небольшого автомобиля. У всех них есть свои особенности, преимущества и недостатки. Так, некоторые дома предназначены для комфортного отдыха на природе, а другие могут использоваться для длительных путешествий по миру, что позволяет хорошо экономить на дорогих гостиницах и строить собственный маршрут, который не зависит от остановок.

Дом на базе автомобиля или в виде прицепа дает ряд преимуществ:

  • экономия на гостиницах, о чем говорилось выше;
  • нет привязанности к дате, месту или времени;
  • свободный маршрут;
  • выбор времени остановки и скорости передвижения;
  • возможность брать с собой все необходимые вещи, велосипеды домашних питомцев и так далее.

Стоит отметить, что есть специальные модели автомобилей с домом, которые позволяют передвигаться даже по бездорожью. Владелец такого авто получает полную независимость и свободу с максимальным комфортом.


В таком доме на колесах можно путешествовать большой семье Источник one2one.co.ke

Однако есть и некоторые недостатки. Например, в нашей стране и СНГ стоянки, где можно пополнить запасы большая редкость. Дополнительно надо тратиться на заправку, к тому часто плохие дороги. Отправляясь в Европу надо заранее изучить места размещения стоянок по трассе – там всегда можно пополнить системы жизнеобеспечения. Практически все стоянки в стороне от дорог и за них надо платить. Но иногда можно обойтись без них, но за это могут оштрафовать. Перед владельцами автобусов и микроавтобусов встает еще одна проблема – узкие дороги в городах, а для больших автодомов и прицепов надо открывать дополнительную категорию. Общая проблема для всех – это место хранения автодома пока он не используется.


Для передвижения по городу назначения можно прихватить с собой легковушку Источник reisemobil.ru

Смотрите также: Каталог проектов домов, представленных на выставке «Малоэтажная страна».

Сколько стоит дом на колёсах − обзор цен

Отечественный автопром не выпускает автодома в промышленных масштабах, есть только единичные модели, не вошедшие в серию, поэтому в случае необходимости приходится приобретать модели зарубежного производства как новые, так и бывшие в употреблении. Бывшие в употреблении автодома стоят дешевле, но они менее функциональны и не оснащены так полно, как современные аналоги. В следующей таблице приведена стоимость автодомов при реализации их на отечественном рынке. Цена указана по состоянию на III квартал 2018 года.

ИзображениеМодельГод выпускаКоличество спальных местСтоимость (по состоянию на август 2021 г.), рублей
«Adria Matrix Supreme 700SL»201857700000
«Hymer ML-T 580 CL»201747000000
«Hymer B-DL 444»201827800000
«Adria Aviva 360 DK»201841200000
«Hymer Eriba Living 525»201751800000
«Buerstner Ixeo Time IT650»201363900000
«Adria Action 361 LH»201531300000
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]