Александра Федорова: «Это современный интерьер, но с акцентом на домашнем уюте»


Александра Федорова: создавать вне времени

«Создавать вне времени» – такова основа работы архитектора и дизайнера Александры Федоровой. Она убеждена: ее ключевая задача – выстроить гармоничную архитектурную композицию, которая будет современна и уместна еще долгие годы. Такую основу можно будет дополнять, вносить в нее элементы, нравящиеся владельцам, убирать наскучившие детали, тем самым обеспечивая интерьеру активную и долгую жизнь и не разрушая его цельности и уникальности.

Надо сказать, подобный подход высоко оценили и коллеги Александры Федоровой, и ее заказчики. Доказательство тому – длинный список наград и премий, завоеванных Архитектурным бюро, публикации в ведущих профильных журналах и, конечно, любовь и признательность клиентов… Сегодня мы поговорим с известным архитектором о ее пути в профессии, видении современной архитектуры, о выработанном стиле и Доме мечты.

Александра, прежде всего, позвольте выразить восхищение вашими объектами и вами как большим профессионалом, который творит истинную красоту. Расскажите о себе: с чем был связан выбор профессии, что вы считаете самым главным для архитектора, какова ваша профессиональная философия?

Я родилась в семье архитекторов, и хотя мама и папа больше занимались живописью, атмосфера творчества витала вокруг с самого рождения. Передо мной никогда не стоял вопрос выбора профессии: казалось само собой разумеющимся пойти в МАрхИ. Я окончила вуз в 2003 году, и на тот момент уже несколько лет работала в бюро, а еще через пару лет ушла в самостоятельное плавание, открыв свое бюро. В общей сложности, в этом году будет двадцать лет, как я занимаюсь любимым делом. Оно для меня – и любимое хобби, и стиль жизни, и философия, и при этом способ зарабатывания денег.

Скажите, кто вы – архитектор или дизайнер?

Я очень четко разделяю эти две профессии. Архитектору необходимо более фундаментальное образование, я бы даже сказала, более глубинное. По сути, дизайнер это и есть проектировщик в переводе с английского. У нас же эти понятия разделились на проектирование экстерьера и интерьера. Но архитектор может быть и дизайнером, и декоратором тоже, а вот дизайнер архитектором – нет. Я, конечно, прежде всего архитектор, и потом уже дизайнер. Даже проектируя предметы мебели или интерьера в целом, я всегда руководствуюсь законами объемно-пространственной композиции, как нас учили в МАрхИ.

Что для вас значит понятие «современная архитектура»?

Это прежде всего соответствие духу времени. По сути, законы гармонии не изменились со времен Витрувия. Польза, прочность, красота – это по-прежнему три кита, на которых строится архитектура. Но понятия эти должны отражать современную себе эпоху.

Вы создаете очень сильные с точки зрения архитектуры объекты, более того, многие из них просто «вне времени». Как вам это удается?

Прежде всего – это отказ от каких либо трендов. Все, что на острие моды, очень быстро проходит, тиражируется, а главное – ставит нестираемый штамп о конкретном времени создания. В архитектуре мы работаем с формой. Есть законы золотого сечения, гармония, которая видна и приятна любому глазу, даже непрофессионала. Такая архитектура не вычурна, а, наоборот, сбалансирована и поэтому не надоедает. Что касается интерьеров, то мы стараемся сделать оболочку максимально нейтральной и архитектурной. В интерьере есть много возможностей разнообразить его аксессуарами по настроению и так же быстро сменить «экспозицию», при этом не меняя основу.

Что делает вашу архитектуру современной?

Современность для меня – это своевременность и актуальность в любое время: в момент создания, через год, через десять, а если повезет, и через сто лет. Создавая современное пространство, архитектору необходимо смотреть в будущее и думать о том, как изменятся вкусы и ритм жизни человека спустя какое-то время. Актуальность архитектуры и дизайна – это и есть его современность.

Что вы стремитесь подчеркнуть в своих объектах?

В наших проектах мы прежде всего стараемся сделать акцент на самой форме и на композиции разных объемов, которые формируют пространство.

Что для вас важно при проектировании дома: функциональность и быт заказчика или следование собственным установкам для достижения тех или иных архитектурных решений?

Я думаю, что все составляющие важны. Мы всегда учитываем функциональные и эстетические пожелания заказчика, но стараемся направлять их, исходя из своего большого опыта. Многие даже не догадываются о половине полезных функций и возможных удобных приемах. Наша задача – не просто сделать проект для конкретных людей, но и создать абсолютно рентабельный проект, чтобы его в любой момент можно было продать, и продать очень выгодно.

О чем ваша архитектура? Какими словами вы могли бы ее описать?

Наша архитектура по смыслу схожа с эпохой Возрождения, когда человек был главной действующей фигурой. Наши дома, квартиры, офисы – это комфортная и эстетичная оболочка, которая должна помогать делать нашу жизнь прекраснее и удобнее, быть источником положительных эмоций!

Что для вас первично – форма, фактура, объем, содержание?

Наверное, как для архитектора для меня важнее форма, хотя содержание (а по сути, функция) – это нечто обязательное и даже не обсуждаемое. Поэтому разделить их на самом деле сложно.

Что можно сказать о вашем фирменном стиле, есть он у вас и какой он?

Многие люди узнают наши работы, это говорит о том, что он есть. Специально его никто не выдумывал и не создавал, он родился не за один день и постоянно находится в стадии трансформации. Главное – не останавливаться! Если говорить о характерных чертах, то, пожалуй, это архитектурность и гармоничность.

Каковы ваши излюбленные приемы при создании объекта?

Мы всегда начинаем с планировки, зачастую ограничивающие факторы сами задают направление (например, форма участка или помещения, если это интерьер).

Как вам работается в нынешних условиях – все плюсы и минусы?

Замечательно! Все больше и больше людей начинают жить новыми мерками, с новыми взглядами, а значит, потребностями в качественном жилье. Это не может не радовать.

Кто ваш заказчик и всегда ли вам удается убедить его в своей правоте?

Заказчики у нас совершенно разные люди, и по сфере деятельности, и по возрасту. Но всех их объединяет любовь к тому, что мы делаем. Иногда мы спорим, иногда заказчики учат нас чему-то (но чаще мы их). Но в результате все довольны и всем хорошо!

Что из себя представляет ваш собственный дом?

На данный момент я живу в городской квартире, дизайн ее создавала, конечно, сама, и спустя четыре года мне в этом интерьере ничего не наскучило. Там много натуральных материалов, честных и качественных. Свой будущий дом в настоящий момент как раз проектирую.

Есть ли у вас Дом, который вы мечтаете построить? Какой он будет?

Однозначно: он будет в нашей философии и архитектуре!

Фото

www.fedorova.ru

Александра Федорова: «Это современный интерьер, но с акцентом на домашнем уюте»

Площадь: 670 кв. м

Заказчики нашли бюро Александры Фёдо­ровой через Интернет, посмотрев сайт. Перед командой архитекторов стояла задача спроектировать интерьер московского дома. Коробка уже была — особняк с фасадом в английском стиле. Дизайн–проект готов, начались работы.

Вид из гостиной на кухню. Стена кухни за рабочей поверхностью и над ней отделана каменными слэбами, что создаёт красивый декоративный эффект. Кухня, Modulnova. Барные стулья, Bonaldo.

Вид из гостиной на кухню. Стена кухни за рабочей поверхностью и над ней отделана каменными слэбами, что создаёт красивый декоративный эффект. Кухня, Modulnova. Барные стулья, Bonaldo.

Но тут оказалось, что здание построено некачественно. Была масса конструктивных проблем, в частности сложности с гидроизоляцией. Александра говорит, что даже если проблему удалось бы решить на этапе формирования интерьера, через несколько лет она всё равно дала бы о себе знать.


Вид на кухню. Остров служит также барной стойкой. Интерьер построен на сложном сочетании фактур: камня, дерева, металла, фактурной штукатурки и керамогранита. Изящную скульптуру оленя подобрали, чтобы подчеркнуть красоту композиции. Светильники, Vibia.

Вид на кухню. Остров служит также барной стойкой. Интерьер построен на сложном сочетании фактур: камня, дерева, металла, фактурной штукатурки и керамогранита. Изящную скульптуру оленя подобрали, чтобы подчеркнуть красоту композиции. Светильники, Vibia.

В итоге заказчики и архитекторы приняли решение… дом снести, отстроив с нуля уже в правильных материалах и без конструктивных огрехов. Но так как дизайн–проект интерьера к этому моменту состоялся и был сделан с учётом уже заданных конструктивных параметров, то дом построили точно таким, каким он был изначально по метражу и планировке. Сохранили даже общую стилистику фасадов в проклассическом стиле.


Вид на столовую. Из неё можно выйти на террасу. Обеденный стол, Gallotti&Radice. Стулья Daisy, Cattelan Italia. Подвесной светильник, Vibia.

Вид на столовую. Из неё можно выйти на террасу. Обеденный стол, Gallotti&Radice. Стулья Daisy, Cattelan Italia. Подвесной светильник, Vibia.

Единственное существенное изменение, которое привнесли архитекторы, — это надстройка третьего этажа. Изначально здесь была малофункциональная мансарда, а в итоге появился полноценный этаж, которому отведена своя роль.


Вид из столовой и гостиной на кабинет и библиотеку, находящиеся за биокамином, использованным для зонирования этого пространства. Телевизор вмонтирован в деревянный блок системы хранения. Кресла Capri, Minotti. Торшер, Pallucco.

Вид из столовой и гостиной на кабинет и библиотеку, находящиеся за биокамином, использованным для зонирования этого пространства. Телевизор вмонтирован в деревянный блок системы хранения. Кресла Capri, Minotti. Торшер, Pallucco.

Не менее интересная и, что удивительно, похожего содержания история произошла и на стадии создания интерьера дома. Александра спроектировала красивый архитектурный элемент в виде лестницы из кориана, связавшей все три этажа особняка. Конструкция лестницы представляла собой ступени, положенные одна на другую, с определённым соотношением высоты и ширины. Чтобы конструкция «состоялась», нужно было очень чётко, до миллиметра, выдержать все размеры и пропорции. Но в процессе «зашивки» лестничного марша закрались погрешности, что убивало образ. Пришлось… лестницу сломать и возвести снова!


Вид на кабинет хозяина. Полы во всех помещениях первого этажа выложены натуральным камнем.

Вид на кабинет хозяина. Полы во всех помещениях первого этажа выложены натуральным камнем.

Заказчики — большая семья с четырьмя детьми. Они хотели, чтобы интерьер был спокойным, гармоничным, обволакивающим. Ещё одной важной задачей было создать каждому своё пространство, где он мог бы уединиться, и вместе с тем продумать общие зоны, где семья могла бы проводить время вместе.


Вид на гостиную и столовую из входной зоны. На переднем плане — биокамин, зонирующий пространство. Диван, Minotti.

Вид на гостиную и столовую из входной зоны. На переднем плане — биокамин, зонирующий пространство. Диван, Minotti.

На первом этаже сосредоточены все общественные помещения, которые представляют собой фактически единое пространство. Хозяину дома нужен был рабочий кабинет, но он не хотел делать его изолированным, чтобы не только работать, но и общаться с семьёй. Поэтому рабочий блок сделали частью общего пространства гостиной–столовой–кухни, но зонировали с помощью конструктивного элемента со встроенным биокамином.


Лестница сделана из кориана. Ограждение — из прозрачного стекла. Лестничное пространство украшено декоративным панно из дерева с металлическими вставками (выполнено по эскизам архитекторов).

Лестница сделана из кориана. Ограждение — из прозрачного стекла. Лестничное пространство украшено декоративным панно из дерева с металлическими вставками (выполнено по эскизам архитекторов).

Второй этаж полностью отведён под спальни. Для детей сделали общую игровую, чтобы они могли веселиться вместе. Третий этаж отдан под гостевые, детские спальни и комнаты прислуги.


Главная спальня. Важный элемент, привносящий в интерьер нотки экостиля, — рифлёные деревянные панели, которыми отделана стена за кроватью. Резное панно на стене — африканское, найдено архитекторами. Кровать Bolton, Poliform. Прикроватные тумбочки, Lema. Подвесные светильники выполнены по индивидуальному заказу фабрикой Handle Studio.

Главная спальня. Важный элемент, привносящий в интерьер нотки экостиля, — рифлёные деревянные панели, которыми отделана стена за кроватью. Резное панно на стене — африканское, найдено архитекторами. Кровать Bolton, Poliform. Прикроватные тумбочки, Lema. Подвесные светильники выполнены по индивидуальному заказу фабрикой Handle Studio.

Стиль, в котором, оформлен интерьер, сложно назвать экоминимализмом. «Это современный интерьер, но с акцентом на домашнем уюте, — рассказывает архитектор. — Спокойная цветовая гамма, натуральные материалы, эргономичная мебель известных брендов — мы создали дом для жизни, для большой, дружной семьи».


Санузел отделан камнем. Небольшое пространство визуально расширяют зеркальные вставки.

Санузел отделан камнем. Небольшое пространство визуально расширяют зеркальные вставки.


Одна из детских. Стена украшена декоративным принтом в духе работ стрит–арт художника Бэнкси.

Одна из детских. Стена украшена декоративным принтом в духе работ стрит–арт художника Бэнкси.


Санузел при гостевых спальнях на третьем этаже.

Санузел при гостевых спальнях на третьем этаже.


Входная зона. Одна из стен обшита деревом. Акцентным элементом служит абстрактное панно работы Анастасии Питаевой.

Входная зона. Одна из стен обшита деревом. Акцентным элементом служит абстрактное панно работы Анастасии Питаевой.

Планировка 1-ого этажа дома.

Планировка 1-ого этажа дома.

Планировка 2-ого этажа дома.

Планировка 2-ого этажа дома.

Александра Федорова: «Строительство и архитектура – это разные вещи»

Новости Дата публикации: 3 декабря 2021 г. в 22:52

Александра Федорова: «Строительство и архитектура – это разные вещи. Строительство – это реализация, а архитектура – это придумывание и создание.

Кто такой архитектор? Как сделать ремонт в квартире модным на все времена? Что делать с детской комнатой? Так ли нужны нам супербрендовые мебельные фабрики? Есть ли им замена по качеству и стоимости? Об этом и не только мы поговорили с основательницей архитектурного бюро Александры Фёдоровой, очаровательной представительницей прекрасного пола и профессиональным архитектором — Александрой Федоровой.

Александра, традиционный вопрос — архитектор может быть дизайнером и наоборот? Правильно ли объединять данные профессии?

Александра Федорова: Это уже стало некоей притчей. Отвечу прямо, да архитектор может быть дизайнером, а вот дизайнер архитектором быть не может. Архитектура, которой необходимо учиться в институтах – более сложная профессия, которая требует массу знаний и дисциплин. Дизайнер, в нашем понимании, это больше декоратор и редко кто из дизайнеров применяет архитектурный подход в проектировании интерьеров. Чаще всего это украшательство, где и в какой цвет покрасить, повесить картинку и т.д.

Если у меня есть талант, без образования я могу стать дизайнером?

Александра Федорова: Дизайнером безусловно да. Как я уже сказала — это достаточно прикладное искусство, которому в принципе можно научиться имея хороший вкус на недолгих курсах. Архитектура, конечно, требует знания многих дисциплин: инженерии, сопромата и т.д. Это более сложная, ответственная и фундаментальная тема. Но, нужно понять, что дело тут не в формальном посещении стен учебного заведения для получения «корочки», а в получении знаний. В принципе, можно проработать 20 лет в архитектурном бюро и там всему научиться, получив те же самые навыки и образование.

Наши образовательные учреждения уступают западным или нет? Можно ли закончить, к примеру МАРХИ и уже не нужна «Британская школа»?

Александра Федорова: Британская школа – это как раз школа декораторов. Там не учат архитектуре и это одна из школ, где учат именно дизайну. Архитектуре в России учат в одном институте, в МАРХИ. На мой взгляд там есть ряд минусов, но с точки зрения развития у людей чувства композиции – равных нет.

А МГСУ?

Александра Федорова: Строительство и архитектура — это разные вещи. Строительство – это реализация, а архитектура – это придумывание, создание. Любое строительство всегда начинается с проекта.

Что сподвигло стать архитектором? С чего всё начиналось?

Александра Федорова: У меня довольно банальная история — родители заканчивали МАРХИ, были преподавателями, и я с детства в это сфере вращалась. Поэтому всегда думала, что буду архитектором, но не очень понимала, что это значит. Дело в том, что архитекторы даже в нашем семейном окружении занимаются разными вещами: от оформления декораций в театре, до режиссёрства фотографий. По факту получается, что это такая профессия, в которой обучают созданию гармонии… И в общем то человек после МАРХИ может применить себя довольно широко.

Как молодому специалисту получить заказ? Без опыта тебя не берут, но ты не можешь получить опыт без работы-парадокс.

Александра Федорова: На самом деле с развитием интернета и различных социальных сетей ситуация в корне изменилась. Сейчас не имея опыта, можно получить любой заказ — главное красиво преподать себя. Просто вопрос в том, как он будет реализован и что на выходе получит заказчик! Сейчас люди, которые закончили какие-то быстрые курсы, изучив Autodesk 3dsMax могут сделать красивые картинки. При этом они будут нереализуемые, но будут цеплять заказчика, и он таким образом к вам придет. Либо некоторые берут чужие работы, выставляют их в том же Instagram.

Когда я начинала, то всё было по-другому. Молодому дарованию заказ получить было практически невозможно. Поэтому я устроилась в архитектурное бюро, отработала четыре года и первый мой заказ был именно здесь. Это была квартира для молодой девушки, которая была достаточно скромной по площади – где-то 60 метров….

Самостоятельный заказ уже появился тогда, когда я уже ушла из бюро. Мне предложили сделать интерьер радиостанции, включая студию – за стеклом.

Это случайно не радиостанция «NEXT FM» и «Первое Популярное радио» в Новинском Пассаже?

Александра Федорова: Да, совершенно верно. На самом деле был уникальный проект, и никто его еще не повторил. После это всё и завертелось.

Есть ли такое понимание как мода в дизайне и в архитектуре?

Александра Федорова: Конечно! Каждый сезон какие-то тренды новые появляются. Мы всегда в своей работе стараемся их как раз избегать: если что-то яркое появляется, то это точно не надо использовать. Потому что это будет у всех и на вашем продукте будет маркер что это было «летом 2021 года». А сегодня уже 2022 год и ты уже «типа не в тренде». Всегда стараемся делать всегда что-то нейтральное.

Получается, что мода она довольна скоротечна в архитектуре? Хотя я всегда думал, что дома возводят на века. Тот же самый «Сталинский ампир», который и сейчас довольно популярен.

Александра Федорова: Я тут скорее говорю про дизайн. То, что касается архитектуры – как таковой моды нет.

Каким образом я могу сделать, к примеру детскую, чтобы она по мере роста и взросления ребенка она не устаревала со временем и мне не пришлось бы делать ремонт там, раз в три года?

Александра Федорова: Как правило в современных интерьерах такие прям «мимишные» детские уже никто не заказывает, даже если это новорожденный ребеночек – все понимают, что всё быстротечно. Делается некая нейтральная оболочка, в которую можно просто добавить детские аксессуары или элементы. К примеру игрушки, которые будут в диком количестве – они и так создадут детскую атмосферу. Мы стараемся не делать что-то такого, чтобы в будущем перекрашивать стены, переделывать пол или ломать кровати-домики.

Что нужно сделать чтобы интерьер не устарел через год? Есть какие-то принципы?

Александра Федорова: У нас на самом деле всегда одни и те же принципы ко всем комнатам. Не важно детская это или родительская спальня. Во-первых — архитектурный подход, чтобы было нечто такое гармоничное по оболочке.

Что такое архитектурный подход?

Александра Федорова: Архитектурный подход – это значит, что когда вы вынесете всю мебель из комнаты, а у вас останется законченная композиция неких объемов: пол, стены, потолок, какие-то выступающие элементы и т.д. Всё это вместе создает законченную композицию и должно быть из каких-то нейтральных материалов, натуральных, без ярких кричащих цветов, чтобы как раз не надоело. И вы можете потом сменить диван с детского на более подростковый, но в целом картинка не изменится. Да, можно сделать яркие подушки или постельное бельё – и уже будет весело в комнате. Для детской мне вообще кажется, что такое вот спокойствие – это фундаментальная вещь, потому что там и так будет довольно буйно.

На чем можно экономить при строительстве дома или создании интерьера, а на чем нельзя ни в коем случае?

Александра Федорова: Если говорить про бизнес и премиум сегмент, то мне кажется, что единственное на чем можно экономить – это на супербрендовых мебельных фабриках. Даже среди среднего уровня можно выбрать качественную, удобную и стильную мебель, при этом не переплатить за ультра-дорогую марку. А вот на инженерии, самой «коробке», окнах, отоплении я бы, конечно не стала экономить, потому что это обслуживает нашу жизнь и менять достаточно проблематично.

Умные дома ставите?

Александра Федорова: Ну конечно ставим и давно уже.

Почему в России относительно медленно идет развитие данных технологий?

Александра Федорова: Автоматизация инженерных систем у нас в бюро ставится почти в ста процентах случаев. И в маленьких квартирах, и в больших домах. Но, почти всем приходится объяснять, что это не тот умный дом, который был в девяностых, который у всех ломался и которым они потом просто не пользовались. Скорее всего это такая неуверенность в надежности, в недобросовестных исполнителях.

По регионам работаете?

Александра Федорова: Конечно. И не только по регионам, а по всему миру у нас проекты: в Америке, Европе и в Дубае.

Есть ли разница в специфике работы в разных регионах? К примеру, Северный Кавказ и Москва?

Александра Федорова: Мне кажется, что люди, которые заказывают современную архитектуру — современные по своему духу и у них уже стёрта граница каких-то специфических национальных черт, которые могут наложить отпечатки. В основном я как бы сразу обозначаю свои правила и если я вижу, что заказчик начинает меня как то там пытаться продавить или что то там навязать, то я сразу говорю, что мы либо так делаем или мы не работаем. А так вообще никакой разницы нет. На самом деле и в Москве есть те, кто хочет «классичнее» или «бетоннее». Всё только от вкусов человека зависит.

Какой у тебя был объект в плане всего: запоминающийся, интересный?

Александра Федорова: Ну я немножко по другим критериям оцениваю запоминаемость своих проектов, не с точки зрения технических решений, а реализуемых идей и своих архитектурных амбиций. У меня в принципе все дома любимые, но могу особо выделить: сейчас достраиваем виллу в Таганроге, это один из моих любимых проектов. На берегу лимана, очень красивая вилла, классные заказчики и долго мы ее строим. Вот это такая моя любовь.

Есть объект-мечта?

Александра Федорова: Ближайшие планы — реализовать текущие проекты, которых параллельно идёт 50-60. Планы – развиваться в большую архитектуру, что до сих пор я еще думаю хочу я туда или нет. До этого нужно постепенно дойти. К примеру, построить музей современного искусства, школу. Что-то такое, чем будет пользоваться не одна семья, а много людей. Как-то так.

Что в архитектуре является фундаментом?

Александра Федорова: Польза, прочность и красота. Где красота – это определенная гармония, польза – функционал, прочность — понятно, что это.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]