Отмостка – это полоса вокруг строения, которая обустраивается из материалов, не пропускающих воду. Каждый мог ее видеть, просто не все знают, что это такое.
Цоколь здания подвергается серьезным воздействиям грунтовой влаги и осадков. Каждую зиму грунт замерзает и оказывает повышенное давление на стены подвала или подполья. Отмостка создана, чтобы облегчить участь фундаментов. Конструкция представляет собой полосу из монолитных или штучных материалов с выровненным подстилающим слоем, выполненную с небольшим уклоном для беспрепятственного стока воды в сторону от здания.
Необходимость конструкции
Отмостка отводит влагу от дома, дополнительно утепляет фундамент
Сооружение необходимо по следующим причинам:
- Отвод от несущих конструкций здания ливневых и талых вод. Ограничение контакта фундамента с агрессивными веществами, находящимися в грунте.
- Создание теплоизоляционного слоя, препятствующего промерзанию и пучению земли. Создание комфортных условий пребывания в подвале.
- Использование в качестве дорожки, по которой можно ходить и катать тачку. При достаточной толщине отмостку из бетона вокруг дома можно использовать для стоянки легкового автомобиля.
- Придание строению эффектного, привлекательного и законченного вида.
Выбирая устройство бетонной отмостки, следует отдавать предпочтение наиболее прочным, надежным и долговечным вариантам.
Возможные ошибки
Новички для обеспечения прочности привязывают отмостку к фундаменту, присверливая арматуру к основанию. Это распространенная ошибка, поскольку при усадке здания произойдет образование трещин.
Обустройство отмостки – гарантия надежной защиты дома от влияния негативных факторов.
Обустройство отмостки – гарантия надежной защиты дома от влияния негативных факторов. Правильно проведенное армирование позволит сделать конструкцию прочной и долговечной и сэкономить на проведении ремонтных работ.
Устройство бетонной отмостки
Дорожка вдоль дома будет эффективно выполнять свое предназначение при грамотном проектировании и качественной постройке.
Строительными нормами и правилами установлены параметры данного сооружения:
- Уровень над землей. Независимо от толщины бетона он должен составлять не менее 50 мм для предотвращения контакта воды со стенами строения.
- Ширина полосы. Она не может быть менее 120 см. Закладывается размер, превышающий уровень кровли на 40 см и более.
- Толщина. Определяется предполагаемой нагрузкой, которая будет воздействовать на конструкцию. Для пешехода она составляет 5 см, если он с тяжелой тачкой — 7-8 см, а для автомобиля — 15 см.
- Уклон. Придается для обеспечения быстрого стока воды в сторону грунта или дренажной системы. Составляет 2-3%, больше делать не стоит, так как увеличивается риск поскользнуться.
- Зазор между отмосткой и стеной. В зависимости от климата он берется в пределах 10-20 мм. Оставлять его открытым не следует. В зазор вставляется опалубочная доска или он заполняется фасадным герметиком.
- Дренажная система. Должна быть не менее 200 мм в ширину и 100 мм глубиной с уложенной внутрь перфорированной трубой для отвода воды от здания.
Технология изготовления отмостки выбирается исходя из типа грунта, глубины его промерзания, архитектуры здания и господствующего климата.
Необходимые материалы
Тремя основными составляющими для устройства данного бетонного покрытия являются:
Материал подстилающего слоя. Это может быть песок средней крупности, песчано-гравийная смесь или щебень. Толщина подушки принимается не менее 20 сантиметров.
Щебень – лучший материал подстилающего слоя. Аналог – песок.
Материал облицовочного слоя. Бетон для отмостки может быть заводского и самостоятельного приготовления. Важно выбирать смесь с добавками, увеличивающими морозостойкость, что предотвратит появление трещин при низких температурах. Для отмостки лучше применять бетон не ниже марки М200 или класса В15. Часто для изготовления используют материал марки М150 (В12,5), который относится к разряду «тощих» бетонов. Для такой отмостки обязательно предусматривается армирование.
Бетон марки М-200 – материал облицовки
Арматура. Используют стержни диаметром 6 или 8 миллиметров. Сетка вяжется с квадратными ячейками со стороной от 10 до 15 сантиметров. В местах пересечения стержни сваривают или соединяют вязальной проволокой. На углах здания сварку не применяют, так как она не обеспечивает достаточной надежности. Армирование стальными прутами, уложенными вдоль стен, менее эффективно, так как компенсирует только продольную нагрузку, а поперечная может в будущем привести к появлению трещин.
Арматурная сетка для отмостки – более удобная замена арматурным стержням
Кроме основных материалов понадобятся деревянные доски для обустройства деформационных швов и сборки опалубки. Для опалубки достаточно досок толщиной 22 или 25 миллиметров.
Для утепления конструкции используют экструдированный пенополистирол, керамзит, пенопласт, напыляемый пенополиуретан. Каждый из этих материалов обладает своими достоинствами и недостатками. Чаще всего для утепления используется пенопласт. Его достаточно легко смонтировать самостоятельно, он обладает привлекательной ценой, устойчив к перепадам температур и не подвержен гниению.
Разновидности отмостки
Тротуарная плитка
Существует несколько подходов к обустройству отмостки, но во всех случаях во главу угла ставятся ее эксплуатационные качества, а уже потом рассматриваются вопросы цены и привлекательности.
В процессе строительства могут быть использованы такие материалы:
- Тротуарная плитка. Строительные магазины могут предложить каменную брусчатку, изделия на основе цемента, резины, пластика и композитной смолы. Учитывая, что заполненные песком швы между плиткой пропускают воду, под них укладывается гидроизоляционная прокладка.
- Бетон. Материал отличается прочностью, долговечностью, устойчивостью к сырости и перепадам температуры. В процессе строительства может использоваться раствор собственного или заводского приготовления. Для улучшения качеств смеси в нее добавляются красители и пластификаторы.
- Асфальт. Приготовить, а тем более ровно уложить это вещество крайне затруднительно. Аренда грузовика и катка обойдется настолько дорого, что не покроет преимуществ покрытия. Следует учитывать и особенность асфальта, который на жаре становится мягким и источает резкий запах битума.
- Щебень. Применяется в качестве основания для укладки натурального или искусственного газона. Под камнем раскатывается гидроизоляционная ткань, отводящая просачивающуюся сквозь покрытие воду. Смотрится такая отмостка интересно и живописно, но требует особого ухода.
Асфальт
Щебень
Бетон
При планировании строительства допускается комбинирование покрытий для достижения лучшего визуального эффекта.
Какие виды сетки чаще всего используют?
Существует несколько видов арматурной конструкции, которую применяют для устройства отмостки. Каждая из них имеет свои характеристики и особенности.
Обычная
Это проволочные провода наваренные друг на друга при перпендикулярном расположении. Она легче стандартной конструкции.
Поставляется она в рулонном виде и применяется, когда необходимо укрепить кирпичную кладку, асфальтобетон на стоянке или в промышленном помещении, отмостку.
Стандартная
Она характеризуется средними размерами с диаметром стержней 5-7 мм, которые переплетены под прямым углом.
Стандартную сетку применяют при армировании стенок фундаментов, пола плит перекрытий, стягивании поверхности.
Металлическая
Это прочный материал, который применяют для усиления сооружений и строительных материалов.
Металлическая арматура устойчива ко всевозможным неблагоприятным условиям эксплуатации – атмосферным явлениям, температурным перепадам, повышенной влажности и воздействия химических реагентов.
Часто такой материал при изготовлении оцинковывается гальваническим методом. Он имеет ряд преимуществ перед необработанными аналогами:
- длительный эксплуатационный срок;
- противостояние воздействиям извне;
- устойчивость к механическим воздействиям;
- эстетичный внешний вид;
- высокая прочность;
- простота транспортировки;
- не требуются особые условия хранения;
- на оцинкованной арматуре исключено появление коррозии.
Геосетка
В составе этого материала содержатся полимеры и ткань. Изделие из полипропилена может быть обтянуто резиной, тканью или геотекстильными материалами.
Чаще такой материал используют при необходимости укрепления грунта перед укладкой асфальтобетона.
Технология изготовления бетонной отмостки своими руками
Начать нужно с проведения расчетов и подготовки необходимых инструментов.
Для работы потребуется:
- бетономешалка, сварка, болгарка;
- плоскогубцы;
- лопата, молоток, топор;
- трамбовка;
- шпатель;
- ножовка;
- рулетка, уровень, шнур.
Пошаговая инструкция по монтажу бетонной отмостки:
- Проведение разметки. Выполняется с учетом места, необходимого для опалубки.
- Рытье котлована. Глубина должна быть в пределах 30-60 см, в зависимости от степени теплоизоляции. Дно выравнивается и хорошо трамбуется. Следует сразу сделать уклон.
- Засыпается песчаная подушка. Материал смачивается, уплотняется и выравнивается.
- Укладывается гидроизоляция. Подходит рубероид или несколько слоев плотного полиэтилена. При строительстве в холодном климате добавляются пенопластовые плиты.
- Установка опалубки, которая одновременно будет выполнять функцию направляющих маяков.
- Армирование. Каждый узел скрепляется сваркой, проволокой или пластиковой стяжкой. Каркас приподнимается на 2 см от основания и жестко фиксируется.
- Заливка отмостки. Делается это поэтапно, путем непрерывного заполнения раствором каждого отсека. После заливки поверхность выравнивается правилом и шпателем.
Для полного отвердения бетону нужно 28 дней. В течение этого периода материал нужно поливать и накрывать пленкой.
Защита от разрушения и ремонт
Бетон склонен к разрушению под воздействием влаги и давления грунта. Сделать его поверхность прочнее и герметичнее можно с помощью пропитки глубокого проникновения, гидрофобизатора и жидкого стекла. Хороший эффект дает процедура железнения, но для этого нужно арендовать специальное оборудование. Для защиты краев ленты от сколов целесообразно устанавливать бетонные или каменные бордюры. Деревянные компенсационные швы лучше сразу заменить на каучуковые прокладки, обладающие лучшей эластичностью. Иногда на отмостку кладут керамическую плитку, что защищает ее от влаги и истирания.
Чаще всего на ленте появляются трещины. Мелкие дефекты просто затираются герметиками и порозаполнителями. Более крупные щели расширяются, обрабатываются грунтовкой и заполняются цементным раствором. Большие сколы и раковины очищаются от пыли и мусора и заливаются бетоном с последующим выравниванием и грунтовкой. Расслоение ликвидируется смесью из воды, цемента и жидкого стекла. После укрепления поверхности она выравнивается раствором или отделывается плиткой.