Железобетонные столбы: основные характеристики и технология изготовления

Что объединяет железобетонные столбы для забора и опоры линий электропередачи? Из чего и как изготавливаются эти сооружения? На эти и другие вопросы мы ответим в рамках данной статьи.

Достаточно выйти из дому,оглянуться и вы наверняка заметите, что нас окружает множество столбов и прочих сооружений, основной функцией которых является удержание тех или иных коммуникаций, конструкций и т.д.

Сечение шпалерного столба, произведённого из предварительно напряженного железобетона

На фото — ж /б опоры для забора

Столбы применяются с давних пор и на сегодняшний день изготавливаются из различных материалов, которые определяют технические и эксплуатационные качества готового изделия. Наиболее популярным и востребованным материалом для изготовления современных столбов является бетон, армированный металлической арматурой.

Итак, мы подошли к ответу на вопрос, что объединяет различные опоры и столбы. Все эти сооружения относятся к категории ЖБИ (железобетонные изделия). Рассмотрим подробнее их основные характеристики.

Маркировка световых опор СВ

Как и другие железобетонные изделия, изделия имеют специальную маркировку согласно стандарту ТУ. Рассмотрим пример буквенно-цифрового обозначения:

СВ 110 -3,5

СВ обозначает наименование изделия — «Стойка вибрированная»

110 — это высота изделия в дециметрах. Соответственно, высота изделия с такой маркировкой равна 11 метров.

3,5 — максимально допустимый расчетный изгибающий момент в большей плоскости жесткости. Измеряется в тс*м или кН*м

Производство

Производство световых опор СВ выполняется в соответствии с техническими условиями. Они изготавливаются из тяжелого бетона методом заливки в формы с последующим вибропрессованием. Прочность изделия набирают в пропарочных камерах.

Продажа в Нижнем Новгороде

Купить световые опоры СВ в Нижнем Новгороде вы можете в . На сайте указаны актуальные цены только на сегодняшний день. При составлении расчетов учитывайте возможное сезонное изменение цен (5-10%) и изменение цен на сырье (цемент и арматуру).

Оплата

Оплатить изделия вы можете безналичным расчетом. Позвоните нам или пришлите запрос по электронной почте и мы подготовим для вас коммерческое предложение, составим договор, рассчитаем стоимость доставки.

Доставка опор

Доставка железобетонных изделия по Нижнему Новгороду и области осуществляется различными видами транспорта. Опоры обычно доставляются бортовыми грузовыми машинами. Также, есть небольшой манипулятор, перевозящий 7 стоек длиной 9,5 метров.

Опоры освещения и линий электропередач применяются с тех пор, как повсеместно появилось электричество и освещение. И, если поначалу столбы для монтажа проводки изготавливались преимущественно из древесины, то в настоящее время для производства этих сооружений применяются более технологичные материалы.

Впрочем, это и неудивительно, так как металлические и железобетонные опоры, в сравнении с конструкциями, характерными для первой половины прошлого века, становятся выше, прочнее и устойчивее к существенным нагрузкам.

Рассмотрим, каковы особенности современных опор освещения и ЛЭП, а также, из чего и как они сделаны.

Установка жб стоек СВ

Все начинается с разметки трассы электролинии и определения точек установки столбов ЛЭП. Затем бурятся скважины под опоры бурильно-крановой машиной или вручную. Глубина и диаметр ямы зависят от размеров столба, категории грунта и силы ветра.

Третий этап – установка стоек посредством автокрана или манипулятора БКМ, контроль вертикальности, фиксация основания опор в ямах и полная засыпка. В основном мы используем следующие опоры : СВ 95-3 и СВ 110-5. В завершении на столбы навешиваются кронштейны, светильники и прокладываются внешние электролинии.

Размер и форма ям для столбов откапывается различной, что связано с типом коммуникации, вида почвы и методов рытья. Но всегда стараются минимизировать объем вынутой земли. Заглубление опор должно исключать их высвобождение из земли и падение под напором ветра.

Особенности опор освещения и ЛЭП

Не секрет, что линии электропередачи бывают кабельными (заглубленными в грунт) и воздушными. Специальные железобетонные световые опоры нашли повсеместное применение при устройстве воздушных линий электропередач.

Установка железобетонных опор может выполняться в тех регионах, где расчетная температура воздуха не опускается ниже -55 °С. Такое ограничение обусловлено основными особенностями производственного материала. Бетон характеризуется наличием множественных микропор и, как следствие, склонностью к разрушению при критических температурных колебаниях.

Основой таких сооружений является центрифугированная или вибрированная стойка, изготовленная с применением плотных тяжёлых цементных растворов, армированных сварными металлическими конструкциями.

Важно: Особой прочностью и долговечностью характеризуются сооружения, возведённые с применением центрифугированных стоек (применяются для устройства ЛЭП 35-110 кВ).

Опоры ЛЭП, кроме центрифугированных и вирированных стоек, могут состоять из следующих конструкционных элементов:

  • подкосов;
  • приставок;
  • опорно-анкерных плит;
  • ригелей;
  • анкеров для фиксирования оттяжек;
  • нижней бетонной крышки (подпятника);
  • широкого спектра металлоконструкций, включая тросостойки, траверсы надставок, оголовники, хомуты, оттяжки, внутренние связи, узлы крепления.

Монтаж железобетонных опор в грунт осуществляется посредством установки сооружения в заранее пробуренный котлован цилиндрической формы с последующей засыпкой песчано-гравийной смеси в образовавшиеся пазухи.

Для того чтобы обеспечить необходимую прочность установки сооружения на слабых грунтах, подземная часть опор ВЛ укрепляется посредством ригелей, схваченных полухомутами. Для крепления навесных металлоконструкций применяются хомуты или сквозные болты.

Основные характеристики

Опоры железобетонные — изготавливаются с применением высокомарочного бетона, армированного проволокой-катанкой и арматурными прутьями.

Среди основных преимуществ этих сооружений следует отметить следующие качества:

  • доступная цена, в сравнении с цельнометаллическими аналогами;
  • устойчивость к коррозии;
  • устойчивость к долговременному воздействию химических реагентов;
  • устойчивость к воздействию избыточной влажности;
  • устойчивость к температурным колебаниям.

Важно: Основным недостатком опор, изготовленных с применением армированного бетона, является невысокая прочность в соответствии с массой конструкции в целом. Кроме того, высокий вес и габариты таких изделий оборачиваются существенными тратами при проведении транспортировки.

Основные разновидности

Помимо того, что повсеместно применяются железобетонные опоры освещения, используются столбы для линий электропередач.

Такие сооружения подразделяются она следующие категории:

  • Опоры промежуточного типа
    — используются при обустройстве прямых участков трассы воздушных линий.

На фото — столбы промежуточного типа

Такие сооружения не рассчитаны на нагрузку, направленную вдоль ЛЭП и применяются исключительно для монтажа проводов и фиксирующих тросов. На сегодняшний день около 80% всех ЛЭП монтируется на .

  • Опоры анкерного типа
    используются при обустройстве прямых участков трассы воздушных линий для обеспечения перехода через естественные преграды или инженерные сооружения. Также эти столбы широко применяются на тех участках трассы, где необходимо изменить число, марку и сечение проводов.

На фото — анкерные столбы

  • Опоры угловые
    — устанавливаются на тех участках, где трасса изменяет свое направление. На столбы такого типа приходятся результирующие нагрузки тяжести проводов с межопорных смежных пролетов.

Если трасса характеризуется небольшим углом поворота (не более 30°), то нагрузки на опоры невелики, а потому можно применять угловые промежуточные опоры. При больших углах свыше 30° применяются анкерные угловые опоры с более прочной конструкцией и анкерным креплением проводов.

  • Концевая опора
    — это разновидность анкерных столбов.

Такие сооружения располагаются преимущественно в начале и конце ЛЭП. Сооружения этого типа рассчитаны на односторонние нагрузки.

  • Опоры специального назначения
    используются для выполнения особых задач.

Конструкционные особенности

В соответствии с конструкционными особенностями железобетонные опоры ВЛ подразделяются на следующие категории:

  • портальные с оттяжками;
  • портальные с внутренними связями без оттяжек;
  • одно- и многостоечные с оттяжками;
  • одно- и многостоечные без оттяжек.

Технология установки ЛЭП

В зависимости от типа ЛЭП столбы могут быть деревянными, железобетонными или металлическими. Частями технологического процесса возведения воздушной ЛЭП является подготовительная работа и основная – работа на трассе.

Подготовка состоит из следующих этапов:

— производственного пикетажа (разбивки центров стоек и закрепления их в земле);

— подготовки трассы (сноса построек, рубке просеки);

— обследования дорог и мостовых сооружений;

— поставки материалов на точки заготовки;

— комплектации строительства, сборки и развозки стоек по трассе.

Работы на трассе складываются из:

— доставки бобин с проводами, изоляторов, метизов и пр. на трассу;

— земляных работ;

— окончательной сборки столбов на пикетах, их установки;

— навески электропроводов и тросового усиления.

Технология изготовления опор ВЛ из бетона армированного металлом

Итак, после того как мы определились с техническими и эксплуатационными характеристиками железобетонных опор, предназначенных для прокладки воздушных линий, рассмотрим технологию их изготовления на примере модификации СВ 95.

Инструкция производства поэтапная. Первый — подготовительный этап предусматривает проведение следующих работ.

Приготовление рабочей смеси:

  • Подготовка портландцемента, инертных материалов, хим. добавок и воды в соответствии с пропорциями, приведенными в проектной документации;
  • Дозирование компонентов и погрузка в бетоносмесителя;
  • Доведение смеси до однородной консистенции и выгрузка в бетоноукладчик.

Приготовление армирующих металлических конструкций:

  • Обрезка арматурных прутьев требуемого класса на отрезки нужного размера;
  • Подготовка анкерных головок;
  • Формирование контурных спиралей;
  • Формирование петель и подготовка стержня контура заземления.

Приготовление форм:

  • Очистка внутреннего объёма формы;
  • Смазка внутреннего объёма средствами, предотвращающими налипание бетона;
  • Распределение спиралей;
  • Проведение изотермического нагрева стержней;
  • Распределение нагретых стержней на предварительно выложенные упоры;
  • Продевание спирали между стержнями с последующим креплением к стержням в трех точках;
  • Распределение вкладышей по торцам формы;
  • Установка трубок и технологических петель с обязательной их фиксацией к внутренним поверхностям опалубки.

Второй этап — производственный. На этом этапе выполняется заливка рабочей смеси и формирование готового изделия.

В процессе выполняются следующие работы:

  • Транспортер бетоноукладчика устанавливается в рабочее положение и заранее подготовленная форма заполняется раствором. Заполнение формы бетоном осуществляется за счет передвижения укладчика вдоль .
  • Посредством глубинного вибратора проводится уплотнение смеси для того чтобы предупредить образование пустот.
  • Рабочие своими руками посредством правила или мастерка выравнивают поверхность уложенного материала в форме.

На третьем этапе изделие подвергается изотермической обработке.

Делается это следующим образом:

  • Поверх заполненной опалубки укладывается теплоизолирующий материал.
  • Включается система прогрева внутреннего объема опалубки. Система в автоматическом режиме контролирует параметры температуры, времени и т.д. Поэтому влияние человеческого фактора на качество изделия минимально.
  • Укрывной материал снимается.

На завершающем этапе осуществляется демонтаж формы, обрезка арматуры, проверка качества и отгрузка готового изделия на склад.

Техника для установки ЛЭП

Строительство воздушных линий электропередач предполагает выполнение посредством машин выполнение следующих работ:

— земляных для выставления стоек с фундаментами;

— сборку и создание оснований из железобетона и монолитного бетона;

— забивку (вдавливание) свай, установку стоек;

— раскатку и подъем электропроводов и тросовых растяжек;

— доставку оборудования и материалов на место.

В основном не обойтись без применения:

— автомобилей (грузовых бортовых, самосвалов и тягачей, закрытых бригадных, специальных);

— тракторов и бульдозеров;

— экскаваторов и погрузчиков;

— кранов, в т. ч. и специальных – установщиков опор;

— телескопических вышек и гидроподъемников;

— передвижных сварочных и опрессовочных агрегатов;

— сваебойных и бурильных машин и др.

Вывод

Итак, мы рассмотрели общие сведения о том, как выполняется производство железобетонных опор. Также мы выяснили, что собой представляют эти сооружения, каковы их технические и эксплуатационные характеристики.

Остались какие-либо вопросы, требующие пояснений? Больше полезной информации вы сможете найти, посмотрев видео в этой статье.

Железобетонные световые опоры

помогают поддерживать различные осветительные приборы. При подготовке работ по строительству сначала необходимо обеспечить строительной площадки. В эти работы входят подбор разновидности устройства для освещения и способа монтажа. Используется несколько видов строительных материалов в качестве опоры, в их числе железобетон. Последний является наиболее устойчивым, однако имеет определенные недостатки.
ЖБ-конструкции для внешнего освещения
очень зависят от условий погоды и температурных перепадов, однако имеют высокий срок эксплуатации.

У железобетонных световых опор есть несколько важных преимуществ, выделяющих их среди всех остальных видов опорных конструкций:

  • защита от ржавчины, разложения и воздействия химикатов;
  • долгий срок эксплуатации. Если провести качественный монтаж и транспортировку, расходы будут небольшими;
  • высокоуровневая защита от огня;
  • удобство изготовления, удобная возможность ремонта;
  • отсутствие высоких затрат на проведение любых работ.

Кроме того, у железобетонных стоек для освещения есть определенные недостатки, из-за которых они могут не подойти для возведения определенных разновидностей объектов:

  • значительный опорный вес делает погрузку, установку и транспортировку элементов более сложной и, соответственно, более дорогой;
  • невозможно снять ЖБ-столб без специального транспорта;
  • переработка и снятие столба очень сложны и затратны;
  • опоры освещения очень плохо реагируют на температуру и любые изменения погоды;
  • ЖБ-опоры для освещения уязвимы к появлению сколов и трещин.

Железобетонные опоры СВ

используются для внешней иллюминации улиц, тротуаров, промышленных территорий и автомобильных дорог. Их также можно использовать для освещения парков и пространства рядом с жилыми домами.

Существует несколько разновидностей световых стоек из железобетона:

  • концевые,
  • угловые,
  • промежуточные,
  • анкерные.

При разработке световых стоек для использования в промышленных целях используется натяжная или каркасная арматура.

Световые ЖБ-стойк

и маркируются в зависимости от конструкционной массы, метода армирования и размеров. Помимо этого, они отличаются по режиму температуры, уровню устойчивости к холоду, возможности влагопоглощения, нагрузке и перепадам напряжения электричества.

Вся информация по железобетонным опорам уличного освещения любезно предоставлена ООО “Самарский Завод Железобетонных Изделий” . Здесь вы можете купить железобетонные изделия по выгодным ценам.

Железобетонные опоры освещения применяются в городских и загородных условиях для освещения улиц и магистралей, тротуаров, складских и промышленных площадок и прочих объектов. Железобетонные опоры также используются для подвески воздушных линий, напряжением до 10 киловольт. Для линий, напряжением от 35 кВ применяют опоры, сделанные из центрифугованного бетона.

Данный тип опор освещения производят разной формы и размеров методом центрифугирования или вибропрессования из бетона высокого качества, армированного стальной проволокой. Основные марки опор освещения:

  • СВН, С (опора железобетонная имеет форму восьмигранника). В × М — 9-10,5 метров, вес 810-1700 килограммов;
  • СЦС, СНЦс (кольцевое сечение). В × М — 9-11 метров, масса 700-1050 килограммов;
  • СКЦ (опора железобетонная круглая, коническая). Высота опор — 9-11 метров, масса — 700-1050 килограммов;
  • СВ и СНВ (трапециевидное сечение). Высота опор — 9,5-16,5 метров, масса — 800-3500 килограммов.

Преимущества и недостатки использования железобетонных стоек в качестве опор освещения

Железобетонные стойки в качестве опор для установки светильников имеют следующие преимущества:

  • Стойкость к коррозии, химическим составам, гниению;
  • Огнестойкость и сейсмостойкость;
  • Долговечность. При соблюдении технологии производства столбов, их транспортировки и монтажа они простоят более 50 лет;
  • Технологичность изготовления;
  • Низкие расходы на эксплуатацию;
  • Невысокая стоимость конструкции (дешевле только ).

Недостатки:

  • Тяжелый вес. Одна опора весит от 700 и выше килограммов. Их сложнее грузить, транспортировать и монтировать;
  • Сложность демонтажа. Не составит труда сбить опору трактором или другим транспортом, но сложности возникают при высвобождении металлического каркаса и последующей переработке кусков бетона. В первом случае надо применять дорогостоящую установку, во втором — много платить за полную утилизацию;
  • Слабая сопротивляемость механическим нагрузкам. Железобетонные опоры «боятся» резких толчков, ударов и прочих нагрузок.

Железобетонные опоры появились после деревянных и сейчас все еще активно используются. Однако все чаще их заменяют , которые по сравнению с ними имеют больше положительных свойств.

Производство опор

Опоры уличного освещения железобетонные производятся в несколько этапов:

Этот этап включает в себя рубку арматуры определенного класса по типоразмерам при помощи специального станочного оборудования, высадку анкерных головок, навивку спиралей контура, гнутье стержней заземляющего контура и петель.

Для приготовления бетонной смеси готовят инертные компоненты, химические добавки и цемент. Все это засыпают в бетономешалку, заливают водой и приступают к замешиванию. По истечении нескольких минут, когда раствор примет нужную консистенцию, его выливают в бетоноукладчик.

Для производства опор используют специальные формы. Их очищают и смазывают, после чего укладывают туда заранее изготовленные спирали. После этого приступают к приготовлению стержней. Их нагревают, протягивают через спирали, укладывают на упоры формы и фиксируют. Далее растягивают спирали и в 3 местах крепят их к стержням, на торцах фиксируют вкладыши, устанавливают технологические трубки и петли, фиксируя их к опалубке.

Теперь дело за малым. Из бетоноукладчика выливают бетон в формы, при помощи глубинного вибратора уплотняют его, после чего выравнивают поверхность при помощи мастерка или иным способом.

Сушка изделий

Изделия накрывают полиэтиленом по всей длине, предварительно проложив между залитыми формами длинные доски. Затем запускают систему прогрева заготовок и через определенное время снимают пленку.

Опоры готовы. При помощи тельфера их перемещают в определенное место, складируют и проверяют на качество. Далее приваривают к ним стержни контуров заземления, производят покраску, определяют прочность бетона, наносят маркировку и ставят штамп. Опоры готовы к использованию и продаже.

Требования к транспортировке, хранению и эксплуатации опор

Соблюдению подлежат следующие правила транспортировки железобетонных опор:

  • При разгрузке и выгрузке опор нельзя подвергать их рывкам, резким толчкам и сбрасыванию;
  • Строповку нужно производить в двух местах, на равном удалении от центра;
  • При перевозке опор под них нужно подкладывать доски на расстоянии 0,5 метра друг от друга;
  • Во время перевозки железобетонные опоры должны быть закреплены растяжками;
  • При хранении опор на складе через каждые 5 метров необходимо устанавливать прокладки, и укладывать стойки по три ряда.

До начала земляных работ нужно подготовить соответствующий проект, согласовать его с местными инстанциями. В проекте надо отразить:

  1. Особенности рельефа местности, где планируется установка опоры или опор;
  2. Тип и вид грунта;
  3. Тип используемых опор.

После подготовки и согласования проекта, рабочие выезжают на объект и приступают к установке опоры. Установка железобетонных опор ведется в следующем порядке:

  • Размечают участок;
  • Роют траншею под силовой кабель;
  • Подготавливают яму, шириной метр на метр, глубиной — 120 сантиметров под опору;
  • В центре ямы бурят отверстие, глубиной один метр, шириной чуть больше ширины стойки;
  • Устанавливают опору в подготовленную нишу, на ее дно насыпают немного щебня и трамбуют его. Затем засыпают опору до конца, продолжая трамбовку. Перед засыпкой ямы не забывают выполнить центровку опоры.

Иногда на дно ямы заливают немного цемента, для создания надежного основания.

Установка железобетонных опор освещения может осуществляться по-другому. Для этого нужно:

  • Заказать автокран с насадкой-буром;
  • Пробурить отверстие в нужном месте, шириной, чуть более ширины опоры и глубиной полтора метра;
  • Установить опору в пробуренное отверстие;
  • Засыпать яму песком.

После монтажа опоры осуществляют установку кронштейнов, монтаж светильников, вкручивание ламп и подключение светильников к электросети. Если опора полая внутри, кабель заводится в специальное отверстие внизу опоры. В других случаях кабель крепится к столбу, или подводится воздушное питание.

Установка электрических столбов (опор) на дачном участке

Низковольтные линии можно прокладывать по столбам из железобетона, металла, цельного дерева и дерева с пасынком. Все древесные породы, исключая лиственницу, в обязательном порядке подвергаются антисептической пропитке.

Если выбраны деревянные опоры, их минимум по диаметру у верха должен быть:

— для основной линии – 140 мм;

— для ответвления на дом – 120 мм.

По поводу заглубления столбов в землю ПЭУ не дает однозначных рекомендаций и рекомендует учитывать «местные условия». Зато величины минимальных расстояний между опорой и соседними объектами и коммуникациями указаны четко:

Объекты Расстояния, см
Трубы для воды, тепла и канализационные 100
Пожарный гидрант, водяная колонка или колодец 200
Питающий кабель незащищенный 100
Кабель питания с защитой 50

Заземление железобетонных опор

На опорах воздушных линий до 1 кВ нужно выполнять заземляющие устройства, предназначенные для защиты от грозовых перенапряжений и повторного заземления. Установленное на опорах оборудование также должно быть заземлено, для этого корпуса светильников соединяют с заземляющим контуром.

Контур заземления выполняется из металлических штырей, диаметром не менее 6 миллиметров или металлических уголков. Их устанавливают треугольником и соединяют между собой металлической полосой. Сопротивление заземляющего устройства должно равняться не более 30 Ом.

Правила и нормы установки ЛЭП

Передача электроэнергии по воздушным линиям требует прокладки проводов и надежную их фиксацию над сушей или водной гладью с помощью опор. Крепление электропроводов к стойкам осуществляется посредством изоляторов.

Воздушные линии оснащаются медными, алюминиевыми неизолированными проводами, которые делятся на полые, однопроволочные или многопроволочные. Иногда в отдаленных местах пользуются стальными проводами. В любом случае они должны быть достаточно прочными, устойчивыми к внешним факторам и обладать малым сопротивлением

Прокладку ЛЭП необходимо вести, не нарушая правил, норм и требований, указанных в ПЭУ (правилах устройства электроустановок) и СНиП (строительных нормах и правилах).

Проверка состояния опор

С определенной периодичностью выполняют обслуживание железобетонных опор и их элементов:

  • Коррозия металлических частей железобетонных опор — с периодичностью 1 раз в три года;
  • Появление трещин — 1 раз в шесть лет, начиная с третьего года эксплуатации опоры;
  • Проверка болтовых соединений и гаек анкерных болтов — 1 раз в два года (на протяжении двух лет);
  • Проверка состояния пасынков и стоек — 1 раз в 3 года.

Помимо этого периодически осуществляется проверка, ремонт или замена:

  • Ламп;
  • Светильников;
  • Пускорегулирующей аппаратуры и «щитке»;
  • Коммутационных аппаратов в ЩУ;
  • Счетчиков;
  • Оборванных проводов.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]