Б) – конструкции жилого дома со связевым каркасом (серия ИИ – 04)


Сборные бетонные и железобетонные конструкции

Массовое изготовление продукции в заводских условиях эффективно лишь при большом числе одина ковых изделий. Поэтому все сборные изделия унифицируют по конструкции, типоразмерам, несущей спо собности и некоторым другим признакам. Размер унифицированных деталей назначают с таким расче том, чтобы можно было применять их в зданиях и со оружениях различного назначения. Для этого стан-ч дартизируют основные параметры зданий: расстояние между осями колонн, высоту этажей и т.д.

Сборные бетонные и железобетонные изделия классифицируют по виду армирования, виду бетона, конструктивному решению, типоразмерам, маркам и назначению.

По виду армирования различают изделия с напрягаемой и ненапрягаемой арматурой.

С напрягаемой арматурой изготовляют фермы покрытий, балки и ригели пролетом более 6 м, напорные трубы, опоры контактной сети и линий электропередачи, а также изделия, испытывающие динамическую нагрузку—подкрановые балки, железнодорожные шпалы.

С ненапрягаемой арматурой делают панели наружных и внутренних стен, колонны, фундаментные блоки, балки пролетом менее 6 м.

По виду бетона изделия подразделяют в соответствии с принятой классификацией бетонов. Несущие элементы каркаса зданий— фундаментные блоки и плиты, колонны, плиты перекрытий, лестничные площадки и марши — выполняют из тяжелого бетона. В ограждающих конструкциях — наружных стенах, плитах покрытий — предпочтительны изделия из легких, ячеистых или поризованных бетонов. В необходимых случаях для изготовления железобетонных конструкций применяют специальные бетоны, например жаростойкие, химически стойкие.

По конструктивному решению изделия могут быть однослойными и многослойными.

Однослойные изделия выполняют из бетона одного вида. Примером такого изделия служит керам-зитобетонная наружная стеновая панель. Благодаря применению керамзитобетона с плотностью 800… …1000 кг/м3 панель совмещает функции несущей и ограждающей конструкций.

В многослойных изделиях сочетают бетоны разных видов или используют другие материалы. Так, комплексная плита покрытия зданий состоит из железобетонной несущей оболочки, поверх которой нанесен слой газо- или пенобетона, выполняющего теплозащитные функции. Наружную поверхность такой плиты покрывают гидроизоляционным материалом, предотвращающим попадание атмосферных осадков. В жилищном строительстве широко используют трехслойные стеновые панели, выполненные в виде двух тонких железобетонных оболочек, между которыми помещен эффективный утеплитель (пенопласт, мине-раловатные плиты).

Рис. 36. Железобетонные и бетонные изделия для жилых зданий: а — лестничный марш, б — бетонный блок стены подвала, в — бетонный блок Ленточного фундамента, г — плита настила междуэтажного перекрытия, б — прогон, е— наружная стеновая панель

По типоразмерам выделяют изделия одинаковых конструктивных форм, но разных размеров. Так, стеновые блоки одной формы могут быть различной толщины в зависимости от расчетной нагрузки и клима-, тических условий эксплуатации здания.

Марки железобетонных изделий назначают в за’-висимости от характера армирования, диаметра и

класса арматурной стали, класса бетона. Изделия одного и того же типоразмера, но разных марок характеризуются различной несущей способностью.

По целевому назначению различают бетонные и железобетонные изделия для зданий и для сооружений.

Изделия для зданий используют при возведении жилых, общественных и производственных построек.

Рис. 37. Фрагмент одноэтажного промышленного здания: 1 — фундаменты, 2 — колонна наружного ряда, 3 — фундаментная балка, 4 элемент стены, 5 — подкрановая балка, 6— панель покрытия, 7 — балка, 8 — торцовая колонна, 9 — колонна внутреннего ряда

Для строительства жилых и общественных зданий применяют бетонные и железобетонные изделия нескольких сот типоразмеров. Чаще всего используют фундаментные блоки, колонны, ригели и балки, настилы междуэтажных перекрытий, лестничные марши и площадки, внутренние несущие перегородки, панели и крупные блоки наружных стен, плиты покрытия.

Настил междуэтажных перекрытий изготовляют из бетона классов В15…В25; балки и ригели — В25;

по показателям прочности и однородности. В необходимых случаях оценивают морозостойкость, плотность и другие свойства.

Правила контроля прочности конструкционных бетонов (тяжелого, легкого, ячеистого, плотного силикатного) в сборных и монолитных изделиях и конструкциях установлены ГОСТ 18105—86 (СТ СЭВ 2046—79). Контролируемым показателем служит прочность на сжатие, в некоторых случаях определяют прочность на осевое растяжение и на растяжение при изгибе.

Предусмотрено проводить контроль и приемку бетона по прочности с учетом однородности. Контролируют нормируемую прочность, т. е. заданное в нормативно-технической или проектной документации значение прочности бетона в изделиях и конструкциях. Различают следующие виды нормируемой прочности: отпускную прочность бетона в сборных предварительно напряженных и обычных конструкциях, если она выше передаточной; передаточную прочность бетона в предварительно напряженных конструкциях; прочность бетона в промежуточном возрасте,, например при снятии опалубки, устанавливаемую проектной документацией для монолитных конструкций; проектную прочность бетона в сборных и монолитных конструкциях, которую необходимо обеспечить в проектном возрасте.

Отпускная прочность бетона в сборных изделиях— это та прочность, после достижения которой изделие можно поставлять потребителю. Ее назначают в зависимости от технологии изготовления конструкций, возможности дальнейшего нарастания прочности бетона в конструкции, сроков ее загружения полной расчетной нагрузкой. Как правило, в изделиях из тяжелого и легкого бетонов отпускная прочность должна составлять 70…80% от класса или марки бетона по прочности на сжатие. При поставке изделий в холодный период года значения отпускной прочности повышают до 80…90%.

Морозостойкость бетона контролируют только в тех конструкциях, которые в период эксплуатации подвержены попеременному замораживанию — оттаиванию в водонасыщеином состоянии: наружных стеновых панелях, плитах покрытий городских дорог, тротуарных плитах, бордюрных камнях, лотках оросительных систем. Морозостойкость должна быть не ниже установленной в проекте.

Средняя плотность, влажность и теплопроводность — важнейшие показатели качества легких и ячеистых бетонов, применяемых в ограждающих конструкциях. Значения плотности должны соответствовать маркам бетонов по средней плотности, установленным в проектной документации. Влажность бетонов также ограничивают, поскольку она увеличивает теплопроводность. В помещениях с влажными стенами наблюдаются большие теплопотери и, как следствие, нарушен санитарно-гигиенический режим. Поэтому установлены верхние пределы влажности легкого бетона при отпуске изделий потребителю: 13% — для жилых, общественных и вспомогательных зданий; 15% — для производственных зданий. Влажность ячеистого бетона не должна превышать 25% по массе.

Истираемость бетона нормируют для тротуарных плит, лестничных маршей и площадок, плит полов. В зависимости от интенсивности движения она не должна превышать 0,7…0,9 г/см2.

Качество арматуры должно соответствовать установленным в стандартах требованиям к видам, классам и маркам стали, а также к форме и размерам арматурных и закладных изделий.

Концы напрягаемой арматуры не должны выступать за торцевые поверхности конструкций более чем на 10 мм. В конструкциях из ячеистого бетона и легкого бетона крупнопористой структуры арматурные изделия должны быть защищены антикоррозионными покрытиями.

Внешний вид конструкций контролируют по каче-ву отделки, трещинам, степени загрязненности поверхностей.

Качество отделки поверхностей зависит от размера раковин, местных наплывов и впадин, сколов ребер конструкций. По этим параметрам устанавливают категорию поверхности — от АО до А7. Лучшей считается поверхность категории АО, получаемая в изделиях полной заводской готовности. На ней Допускаются раковины диаметром до 0,2 мм, местные наплывы и впадины до 0,2 мм, околы бетона глубиной до 2 мм и протяженностью до 10 мм на 1 м длины ребра конструкции. Поверхность категории А7 — нелицевая, невидимая при эксплуатации конструкции. На такой поверхности допустимы раковины диаметром до 15 мм, наплывы и впадины до 5 мм, крупные околы бетона.

Число раковин ограничивают на лицевых поверхностях конструкций, предназначенных под отделку красками. Такие конструкции применяют в интерьерах зданий. Контролируют только поверхности высших категорий, подсчитывая число раковин на произвольном участке размерами 200×200 мм. На поверхности категории АО допускается не более одной раковины, категории А1—не более двух, категории А2 — не более пяти.

Трещины в бетоне конструкций, как правило, не допускаются. Исключение составляют поверхностные усадочные трещины, предельная ширина раскрытия которых установлена равной 0,1…0,2 мм в зависимости от вида и условий эксплуатации конструкций. Кроме того, разрешаются поперечные трещины, образовавшиеся при обжатии бетона в предварительно напряженных конструкциях.

Степень загрязненности поверхности конструкций контролируют визуально. Жировые и ржавые пятна на лицевых поверхностях недопустимы. Наплывы бетона или раствора, образовавшиеся в результате бетонирования на поверхностях закладных деталей, выпусках арматуры или в строповочных отверстиях, должны быть удалены.

Точность изготовления оценивают по отклонениям от заданных геометрических параметров конструкций и отклонениям толщины защитного слоя бетона.

К геометрическим параметрам изделий и конструкций относят линейные размеры, прямолинейность реального профиля поверхности, плоскостность и перпендикулярность поверхностей, равенство диагоналей. Допускаемые отклонения от заданных геометрических параметров зависят от класса точности изготовления конструкций. Таких классов девять. Наименьшие допуски установлены для класса 1. В сборных изделиях допускаемые отклонения от линейных размеров назначают обычно по классам 5…9. Значения допуска зависят от размера конструкции. К примеру, в железобетонной панели длиной 6, шириной 2,8 и толщиной 0,3 м, изготовленной по классу точности 5, отклонения по длине должны быть не бо лее 12 мм, по ширине — не более 10 мм, по толщине — не более 4 мм. Для класса точности 9 эти же допуски составят соответственно 80; 60 и 24 мм.

Защитный слой бетона создается прежде всего установкой арматуры в проектном положении. Допускаемые отклонения зависят от толщины защитного слоя, а также от размеров поперечного сечения конструкции и, как правило, не должны превышать ± (3…5) мм. Лучше сделать защитный слой бетона толще, так как слишком тонкий слой бетона не предохраняет стальную арматуру от коррозии.

Прочность железобетонных изделий оценивают в соответствии с требованиями ГОСТ 8829—85 по результатам контрольных испытаний, которые проводят на специально оборудованных для этой цели стендах. Изделия загружают расчетными усилиями в том положении, в котором они будут работать в сооружении. Соответствие изделий техническим требованиям проверяют по показателям прочности, жесткости и трещиностойкости.

Готовые изделия, принятые ОТК, маркируют. Для этого на них наносят несмываемой краской обозначения марок, товарные знаки, штамп технического контроля и другие информационные данные. Хранят изделия на подготовленных площадках рассортированными по видам и маркам. Строповать изделия можно только в местах, обозначенных соответствующими надписями. Нельзя допускать сильных ударов и падения изделий при погрузочно-разгрузочных работах — это может вызвать их поломку.

Читать далее: Теплоизоляционные материалы Основные свойства строительных материалов Фиксаторы арматуры Материалы для смазывания форм Арматурные изделия и закладные детали Проволочная арматура Стержневая арматура Классификация арматуры и технические требования к сталям Обработка давлением Термическая и химико-термическая обработка стали

Общие положения

Монтаж — комплексный процесс сборки зданий и сооружений из укрупненных конструкций, деталей и узлов заводского изготовления. Монтаж является ведущим технологическим процессом строительного производства. Этому способствует наличие развитой промышленности по производству сборных конструкций, разнообразных и эффективных средств механизации, современные достижения в области технологии и организации строительного производства, возможность осуществлять монтаж поточными методами.
Изготовление и монтаж конструкций связаны между собой опера­циями транспортирования сборных элементов от мест изготовления к месту их установки. Перенесение значительной части строительных процессов в заводские условия позволяет облегчить и улучшить усло­вия труда, сократить затраты, снизить стоимость продукции, механизи­ровать на строительной площадке монтажные процессы.

Монтаж строительных конструкций осуществляют не только при возведении полносборных, но и в других типах зданий. При строи­тельстве здания с кирпичными стенами, например, монтируют сбор­ные фундаментные блоки, элементы каркаса (колонны и ригели), пли­ты перекрытий и покрытия, лестничные марши и площадки и т. д.

Удельный вес монтажных работ в строительстве постоянно увели­чивается. Происходит с одной стороны снижение массы отдельных элементов за счет применения более высоких марок цемента для их производства и использования качественных крупных и мелких напол­нителей бетона, с другой стороны — укрупнение сборных конструкций, доведение их до максимальной заводской и технологической готовно­сти. Получают распространение методы подъема этажей и перекрытий, конвейерная сборка и блочный монтаж покрытий промышленных зда­ний, комплектно-блочный монтаж укрупненных конструкций, включая уже смонтированное в них технологическое оборудование, монтаж полностью собранных мачт и башен, надвижка отдельных конструк­ций, целых зданий и сооружений.

Первые башенные краны имели грузоподъемность до 3 т, сейчас мобильные краны для жилищного строительства выпускают грузо­подъемностью 8-10 т, высота возводимых зданий не лимитируется, но в целом обычно не превышает 40 этажей. Для промышленного строи­тельства производят краны грузоподъемностью до 800-1000 т. Одно­временно с этим применяют бескрановые методы монтажа, основан­ные на использовании домкратов и электромеханических подъемни­ков. Все шире применяют средства дистанционного управления мон­тажным процессом на базе теле- и радиосвязи, вступает в промышлен­ное освоение роботизация монтажных операций.

В начале 90-х годов в России крупнопанельные и крупноблочные дома составляли около 45% вводимого жилого фонда, в некоторых го­родах такие здания составляли до 90% всей жилой площади. В даль­нейшем по мере совершенствования и внедрения в строительное про­изводство прогрессивных технологическо-организационных факторов индустриализации будут возрастать объемы и роль монтажа строи­тельных конструкций, обеспечивая сокращение себестоимости и сро­ков возведения зданий и сооружений.

В общей структуре применения бетона в России сборный железо­бетон доминирует и в ближайшей перспективе такое положение сохра­нится. Все большее распространение применение сборного железобе­тона находит в европейских странах. Существует много объективных причин для расширения внедрения сборного железобетона. Важным фактором являются климатические условия, стремление перенести процесс изготовления конструкций в закрытые помещения.

В условиях стационарного производства намного легче обеспечить стабильное ка­чество продукции через организацию пооперационного контроля. Со­временные полимерные материалы, применяемые при изготовлении опалубочных форм, позволяют существенно разнообразить виды изде­лий и варианты их архитектурной отделки. Применение химических добавок при изготовлении сборного железобетона позволяет сократить продолжительность или совсем отказаться от таких приемов как виб­рирование бетонной смеси в целях ее уплотнения. Подбор составов бе­тона и конструкции форм позволяют в настоящее время получать вы­сокоточные изделия с допусками в мм.

Важным фактором является в настоящее время внедрение энерго­сберегающих технологий производства сборного железобетона, кото­рое базируется на применении нового поколения цементов и химиза­ции бетона — расширение применения добавок многофункционального назначения.

Одним из побудительных факторов может служить и высокая сейс­мостойкость железобетонных панельных зданий. Сейчас, когда повы­шена сейсмическая бальность ряда регионов России, ориентация на строительство панельных зданий может стать определяющей.

Технологическая структура монтажных процессов

Важным фактором для строителей является технологичность возво­димого здания в целом, включая технологичность используемых мон­тажных элементов, которые подразумевают:

— минимальное количество типоразмеров монтируемых элементов, т. е. степень типизации конструкций;

— максимальная строительная готовность поставляемых конструкций — степень точности геометрических размеров и положения закладных деталей;

— удобство строповки, подъема, установки и выверки всех элемен­тов;

— простота и удобство заделки всех стыков и заливки швов;

— близкий к 1 показатель монтажной массы, выражающий отношение среднего веса конструкций к максимальному, т. е. их укрупненность и равновесность.

Комплексный технологический процесс монтажа сборных строи­тельных конструкций — совокупность процессов и операций, в резуль­тате выполнения которых получают каркас, часть здания или сооруже­ния, полностью возведенное сооружение. Вся совокупность процессов, позволяющая получить готовую смонтированную продукцию, состоит из транспортных, подготовительных, основных и вспомогательных процессов.

Транспортные процессы состоят из транспортирования конструк­ций на центральные и приобъектные склады, погрузки и разгрузки конструкций, сортировки и укладки их на складах, подачи конструк­ций с укрупнительной сборки или складов на монтаж, транспортирова­ние материалов, полуфабрикатов, деталей и приспособлений в зону монтажа. При складировании конструкций особо контролируют их ка­чество, размеры, маркировку и комплектность. При монтаже зданий с транспортных средств исключаются процессы разгрузки и сортиров­ки, так как конструкции сразу подаются на монтаж.

Подготовительные процессы включают: проверку состояния кон­струкций, укрупнительную сборку, временное (монтажное) усиление конструкций, подготовку к монтажу и обустройство, подачу конструк­ций в виде монтажной единицы непосредственно к месту установки. Дополнительно входят процессы по оснастке конструкций приспособ­лениями для временного их закрепления и безопасного выполнения работ, нанесение установочных рисок на монтируемые элементы, навеска подмостей и лестниц, если это требуется выполнить до подъема конструкций.

Вспомогательные процессы включают подготовку опорных по­верхностей фундаментов, выверку конструкций, если еевыполняют после их установки, устройство подмостей, переходных площадок, ле­стниц и ограждений, выполняемых в период установки конструкций.

Основные или монтажные процессы — установка конструкций в проектное положение, т. е. собственно монтаж.

В состав монтажных процессов входят:

— подготовка мест установки сборных конструкций;

— строповка и подъем с необходимым перемещением в простран­стве, ориентировании и установке с временным закреплением;

— расстроповка;

— окончательная выверка и закрепление;

— снятие временных креплений;

— заделка стыков и швов.

В зависимости от вида конструкций, монтажной оснастки, стыков и условий обеспечения устойчивости, выверку можно осуществлять в процессе установки, когда конструкция удерживается монтажным кра­ном, или после установки при временном ее закреплении.

Рис. 14.1. Принципиальные схемы монтажа со склада и с транспортных средств: а — монтаж со склада; б — то же, с транспортных средств; 1 — возводимое здание; 2 — кран; 3 — склад конструкций; 4 — дорога; 5 — тягач с полуприцепом под разгрузкой; 6 — полуприцеп после монтажа с него конструкций; 7- постановка полуприцепа с конструкциями под кран

Приведенная структура процесса монтажа строи-тельных конструк­ций является обобщающей и в каждом конкретном случае может быть уточнена в сторону увеличения или уменьшения подлежащих выпол­нению отдельных операций и процессов. Монтаж строительных конструкций (с точки зрения его организа­ции) может быть осуществлен по двум схемам: монтаж со склада и монтаж странспортных средств (рис. 14.1).

При осуществлении монтажа со склада все технологические опе­рации, рассмотренные ранее, выполняют непосредственно на строи­тельной площадке.

Монтаж «с колес» предполагает выполнение на строительной площадке в основном только собственно монтажных процессов. Пол­ностью изготовленные и подготовленные к монтажу конструкции по­ставляют на строительную площадку с заводов-изготовителей в точно назначенное время и эти конструкции непосредственно странспорт­ных средств подают к месту их установки в проектное положение.

Та­кая организация строительного процесса должна обеспечивать ком­плектную и ритмичную доставку только тех конструкций, которые должны быть смонтированы в данный конкретный момент. Этот метод прогрессивен, при нем практически отпадает потребность в приобъект­ном складе, исключается промежуточная перегрузка сборных элемен­тов, создаются благоприятные условия для производства работ на стесненных строительных площадках, организация труда на строитель­ной площадке начинает напоминать заводскую технологию сборочного процесса, обеспечивается ритмичность, непрерывность строительного процесса.

Способы и средства транспортирования конструкций

Доставка конструкций на строительную площадку может осущест­вляться всеми видами транспорта, а именно, наземным — автомобиль­ным, железнодорожным, тракторным; водным и воздушным.

Основные факторы, влияющие на выбор строительного транспорта:

— месторасположение строительства;

— существующие вблизи транспортные коммуникации;

— расположение заводов, комплектующих стройку сборными кон­струкциями;

— временные и погодные условия;

— масса, габариты конструкций, дальность их транспортирования.

Основной вид транспорта для перевозки сборного железобетона -автомобильный при дальности транспортирования до 200 км.

Отпуск сборных конструкций производят при достижении бетоном 100%-ной прочности в зимнее время и 70%-ной прочности в летнее, при условии, что завод-изготовитель гарантирует набор бетоном ма­рочной прочности к 28-дневному возрасту.

Элементы длиной до 6 м транспортируют на бортовых автомаши­нах. Более длинные элементы — на автопоездах с прицепами и на без­бортовых полуприцепах при массе элементов более 14 т; на прице­пах-трайлерах — до 40 т; на панеле-, фермо-, блоковозах — до 35 т.

При транспортировании длинномерных конструкций на фермовозах и аналогичных транспортных средствах боковые усилия от прохо ждения кривых участков дороги воспринимаются рамой машины. Ско­рость движения транспорта назначают из соображения сохранности доставляемых конструкций.

Укладку сборных элементов на транспортные средства производят с учетом следующих требований:

— элементы должны находиться в положении, близком к проектно­му, за исключением колонн, которые перевозят в горизонталь­ном положении;

— необходимо, чтобы элементы опирались на деревянные инвен­тарные прокладки и подкладки, располагаемые в местах, указанных в рабочих чертежах на изготовление этих элементов. Толщина прокладок и подкладок должна быть не менее 25 мм и не менее высоты петель и других выступающих частей элементов. Применение промежуточных прокладок не допускается;

— при многоярусной погрузке подкладки и прокладки следует рас­полагать строго по одной вертикали;

— элементы необходимо тщательно укреплять с целью предохране­ния от опрокидывания, продольного и поперечного смещения, а также ударов друг о друга;

— офактуренные поверхности элементов должны быть защищены от повреждений.

Горизонтально перевозят элементы, укладываемые в сооружение и работающие в горизонтальном положении: балки, ригели, прогоны, плиты и панели перекрытий, балконные и кровельные плиты, высокие (более 1,5 м) стеновые блоки; а также длинномерные сборные конст­рукции — колонны и сваи.

Вертикально и наклонно транспортируют стропильные и подстро­пильные фермы, стеновые панели, панели перегородок.

Объемные элементы — блок-комнаты, блок-квартиры, санитарно-технические кабины перевозят в проектном положении.

Транспортирование по железным дорогам допускается только на особо дальние расстояния. Длинномерные изделия перевозят на двух платформах с шарнирным опиранием, исключающим возникновение изгибающих усилий в перевозимых конструкциях на кривых участках железнодорожного пути.

Металлические конструкции часто доставляют по железной дороге на большие расстояния в виде отдельных составных узлов, мелкие ме­таллические элементы при этом транспортируют пакетами.

Деревянные конструкции из-за их малой жесткости в готовом виде перевозят редко, в основном — в разобранном виде по элементам пакетами.

При транспортировании автомобильным и железнодорожным транспортом размер грузов должен вписываться в габариты подвижно­го состава. Всякие отклонения от этих габаритов по высоте, ширине, длине требуют специального согласования и контролируемых условий перевозки.

Необходимый запас конструкций на складе устанавливают проек­том производства работ с учетом календарного графика монтажа и площадей, которые могут быть отведены для раскладки конструк­ций в зоне действия кранов. Разгрузку доставленных на строитель­ную площадку сборных конструкций обычно производят специаль­ным разгрузочным самоходным краном и реже основным монтажным механизмом. Более экономичным и менее трудоемким является «мон­таж с колес».

Подготовка элементов конструкций к монтажу

Подготовка элементов к монтажу предусматривает: укрупнительную сборку в. плоские или пространственные блоки, временное уси­ление элементов для обеспечения их устойчивости и неизменяемости при подъеме, обустройство подмостями, лестницами, ограждениями и другими временными приспособлениями для безопасного и удобно­го ведения работ, закрепление страховочных канатов, расчалок, оття­жек и др.

Укрупнительная сборка.

Укрупнительная сборка необходима в тех случаях, когда из-за га­баритных размеров или массы элементов их невозможно доставлять на строительную площадку в готовом, собранном виде. Из доставленных сборных железобетонных элементов (отправочных марок) производят укрупнительную сборку ферм длиной 24 м и более, высоких колонн одноэтажных промышленных зданий тяжелого типа. Иногда собирают плоскостные блоки — железобетонные колонны и ригели, создавая рам­ные системы, фермы покрытий, доставляемые в виде двух половин, X панели стен, опускных колодцев и других конструкций. В металличе­ских конструкциях сборку на строительной площадке выполняют для тех же конструкций, а также ферм покрытий с фермами световых и аэрационных фонарей.

Укрупнительную сборку осуществляют преимущественно на скла­дах конструкций или на специальных площадках с устройством ста­ционарных стеллажей. Элементы, подлежащие укрупнению в длину, подают краном со склада и укладывают на опоры стенда или кассет таким образом, чтобы совпали их продольные оси. Затем производят подгонку торцов или выпусков арматуры для достижения соосности элементов или отдельных стержней. После установки дополнительных хомутов и сварки стержней монтируют опалубку и производят бетони­рование стыков. Класс бетона, которым бетонируют стык, и прочность его после твердения устанавливается проектом. Обычно класс бетона принимают такой же, как у соединяемых элементов, либо на один класс выше.

В последние годы широко применяют укрупнение конструкций в монтажные и монтажно-технологические блоки. Такое укрупнение существенно сокращает сроки строительства, так как ведется парал­лельно и даже с опережением возведения здания. Укрупнительную сборку при значительных объемах работ по укрупнению конструкций производят на сборочных площадках, оборудованных стендами или кондукторами, позволяющими закреплять конструкции и осуществлять их выверку и рихтовку в процессе сборки; иногда оборудуют конвей­ерные линии. Сборные площадки располагают в зоне действия мон­тажных кранов или вблизи монтируемых объектов, либо вблизи скла­дов, а конвейерные линии — вблизи объектов.

Укрупнение в блоки наиболее часто встречается при монтаже по­крытий одноэтажных зданий по металлическим фермам и балкам. Бло­ки размером на ячейку здания укрупняют из ферм попарно с соедине­нием их связями, прогонами, нередко также на земле укладывают штампованные металлические настилы или готовые щиты из легких материалов. Зачастую такой пространственный блок включает в себя: две подстропильные фермы, три стропильные и фонарные фермы, про­гоны по фермам и фонарям, стальной профилированный настил свер­ху, как элемент покрытия.

Железобетонные фермы и колонны укрупняют на складах строи­тельных конструкций и оттуда подают на монтаж в укрупненном виде. При сложности или даже невозможности транспортировать такой соб­ранный элемент, укрупнение конструкции осуществляют у места уста­новки, т. е. в зоне действия монтажного крана. Однако работа по ук­рупнению конструкций в зоне монтажных кранов в большинстве слу­чаев непроизводительна. Поэтому, если позволяют условия транспор­тирования, ее необходимо выполнять на специальных площадках укрупнительной сборки, оснащенных грузоподъемным оборудованием и сборочно-сварочными приспособлениями. С целью уменьшения транспортных затрат эти площадки следует располагать возможно бли­же к монтируемым объектам.

Для обслуживания сборочных площадок рациональнее использо­вать козловой кран, при котором значительно упрощается складирова­ние, ибо конструкции можно распределить равномерно по всей площа­ди независимо от их массы. Применение козловых кранов для механи­зации укрупнительно-сборочных операций удешевляет стоимость этих работ, уменьшает потребность в железнодорожных и гусеничных кра­нах большой грузоподъемности, стоимость эксплуатации которых в 1,5-2 раза выше.

Железобетонные фермы укрупняют в вертикальном положении в специальных стеллажах кассетного типа. Кассеты устанавливают под двумя узлами каждой полуфермы (рис. 14.4). Под опорными узлами их делают глухими, без приспособлений для регулировки, а в пролете — с регулировочными приспособлениями. Положение стыка собираемых элементов регулируют с помощью механических или гидравлических домкратов. Укрупнение железобетонных колонн производят в горизон­тальном положении, выверку стыкуемых элементов обеспечивают спе­циальными кондукторами.

Для укрупнительной сборки металлических конструкций устраива­ют стационарные стеллажи на специальных площадках возле строя­щихся объектов. Металлические фермы и подкрановые балки, из-за их большой поперечной гибкости укрупняют преимущественно в гори­зонтальном положении.

Рис.14.4. Стеллаж для укрупнения железобетонной фермы:

1 — одиночные кассеты; 2 — полуфермы; 3 — парные кассеты; 4 — горизонтальные винты

Уложенные горизонтально части укрупняе­мых элементов совмещают на стеллаже сборочными отверстиями и за­крепляют болтами или пробками. При отсутствии сборочных отвер­стий правильность совмещения стыкуемых элементов проверяют с по­мощью фиксаторов, закрепленных на прогонах стеллажа. Конструкция стеллажа позволяет сначала осуществить сварку верхнего и нижнего поясов сверху, затем во избежание потолочной сварки укрупняемый элемент перекантовывают на другую плоскость и проваривают стыки с другой стороны.

Укрупнение элементов в пространственные блоки размером на ячейку обычно осуществляют при значительных объемах работ и вы­полняют на конвейерных линиях. Эта линия размещается на рельсо­вых путях, по которым на специальных тележках перемещают укруп­няемые блоки. На каждом посту или стоянке конвейера выполняют оп­ределенные монтажные или сопутствующие и отделочные процессы. Блоки укрупняют из ферм, объединенных связями и прогонами, сверху устраивают кровлю в виде стального профилированного утепленного настила с покраской металлоконструкций, иногда с устройством мяг­кой кровли. Каждый пост оснащают необходимыми монтажными ме­ханизмами и приспособлениями.

Количество стоянок конвейера колеблется от 4 до 16, для удобства работы отделочные посты оборудуют тепляками, что дает возмож­ность выполнять процессы независимо от погодных условий.

Временное усиление конструкций.

Временное усиление осуществляют для восприятия монтажных усилий. Применяют усиление конструкций, когда расчетная схема кон­струкции и возникающие при подъеме элемента усилия не совпадают, что может привести к потере устойчивости и прочности конструкции или ее отдельных частей и узлов при подъеме. Потребность в таком усилении в большей степени относится к металлическим фермам, поя­са которых, при большой нераскрепленной длине, могут оказаться не­достаточно устойчивыми и жесткими при подъеме.

В процессе монтажа многие конструкции находятся в условиях, от­личающихся от условий их работы при эксплуатации, хотя действую­щие на них нагрузки обычно меньше эксплуатационных, но приложе­ны они почти всегда в местах, не соответствующих расчетной схеме. Во избежание деформаций конструктивные элементы и блоки конст­рукций, не обладающие достаточной жесткостью, в процессе транс­портирования и подъема усиливают, увеличивая их жесткость, а при необходимости и прочность. Необходимость

Рис. 14.5. Усиление поясов металлической двутавровой фермы перед подъемом: 1 — усиление стенки фермы; 2 -ферма; 3 — усиление полки В проектах производства работ должны быть конкретные рекомендации по усилению конструкций на период транспортирования, подъёма или до приобретения конструкцией необходимой прочности. Наиболее часто усиливают колонны боль­шой высоты, нижние части двухветвевых ко­лонн, стальные и дере-вянные фермы, арки и рамы больших пролетов, эле-менты сборных железобетонных оболочек, армоце-ментных сводов, стальные цилиндрические оболочки, элементы листовых конструкций. Усиление высоких колонн, не обладающих достаточной устойчивостью при изгибе от их массы, про­изводят натяжением пары тросов, прикреп­ляемым к стальным временным упорам. На­тяжение создает изгибающий момент, проти­воположный моменту, возникающему от мас­сы колонны.

Металлические фермы обычно поднима­ют за узлы верхнего пояса. В процессе подъ­ема за узлы в средней части фермы, в нижнем поясе фермы возникают усилия сжатия, при подъеме за узлы в торцах фермы появляются не­расчетные усилия в верхнем поясе; все это может привести к потере устойчивости элементом. Если ферма не была рассчитана на монтаж­ные усилия, то для обеспечения устойчивости поясов фермы произво­дят их временное усиление на период подъема и установки. В качестве усиления применяют металлический прокат, трубы, деревянные пла­стины, которые закрепляют болтами или хомутами к недостаточно прочным и жестким узлам усиливаемой конструкции (рис. 14.5).

Часто приходится усиливать и двухветвевые металлические колон­ны, подъем которых осуществляется поворотом с шарнирным закреп­лением одной из ветвей. В этом случае для предотвращения деформа­ций изгиба усиливают отдельные раскосы решетки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]