Хранение, транспортировка и монтаж железобетонных изделий (Правила и рекомендации)


Виды железобетонных плит

При строительстве дорог используются дорожные бетонные плиты, устойчивые к различным климатическим условиям.

Карнизные бетонные плиты, обладающие повышенной плотностью, применяются для монтажа балконов и лоджий. Они имеют опору особого вида и дополнительные функциональные отверстия. При монтаже балконов и лоджий такие изделия защемляют в кирпичную кладку стены и приваривают к арматуре нижнего этажа.

Перекрытия, применяющиеся в одноэтажном и многоэтажном строительстве, самый востребованный вид бетонных плит. Это своеобразный строительный полуфабрикат, благодаря которому ускоряется и упрощается процесс возведения строительных конструкций.

Достоинствами железобетонных перекрытий являются:

  • пожароустойчивость;
  • звуко и теплоизоляция;
  • долговечность и прочность;
  • перекрытия не подвержены гниению и коррозии, не боятся влажности;
  • типовые размеры;
  • в каждом отдельном случае легко можно подобрать перекрытия подходящей модели и размера;
  • благодаря ровной поверхности по ним легко поводить отделочные работы;

К недостаткам бетонных перекрытий можно отнести необходимость использования спецтехники при строительстве. Укладывать бетонные перекрытия можно только автокраном.

Для строительства малоэтажных домов выбираются легкие виды бетонных перекрытий, для многоэтажек – более тяжелые.

Как следует транспортировать изделия из железобетона

Железобетонные изделия считаются эталоном прочности. Даже в обыденной жизни, люди, желая подчеркнуть непреклонность, упорство какого-либо человека, говорят, что у него железобетонный характер.


Однако, несмотря на отличную репутацию, железобетон является довольно хрупким материалом. Поэтому при его доставке, выполнении погрузочно-разгрузочных работ необходимо следовать установленным требованиям.

Перевозка, погрузка и разгрузка могут осуществляться различными способами, самое основное — правильно выбрать для этого технические средства. Для погрузочно-разгрузочных работ предпочтительнее применять краны, для транспортировки — бортовые грузовики. Возможен следующий вариант — использование грузовика, оснащенного краном-манипулятором. В этом случае отсутствует необходимость привлечения дополнительных агрегатов, все работы можно выполнить с помощью одной единицы техники.

Перевозка железобетонных изделий на дальние расстояния обычно производится по железной дороге. В качестве составов используются универсальные полувагоны. В них осуществляется транспортировка тарно-штучных ЖБИ, которые не нужно специально защищать от негативных внешних воздействий. Помимо этого, применяются платформы. На них размещаются изделия из железобетона, которым также не нужна защита от различных атмосферных влияний.

Погрузочно-разгрузочные работы, транспортировка могут быть выполнены с применением любых технических средств. Самое основное — достижение главной цели, которая состоит в том, чтобы вся продукция оказалась у заказчика целой и невредимой. Необходимо учитывать, что если не будут соблюдены все требования, прочность ЖБИ может ухудшиться, что приведет к уменьшению их срока эксплуатации.

Основные ошибки, совершаемые при перевозке

Люди, занимающиеся транспортировкой ЖБИ, допускают несколько основных ошибок, последствия которых могут быть непоправимыми. Среди них:

  1. Неправильное размещение продукции в грузовике. Нельзя, чтобы изделия находились в непосредственной близости относительно друг друга. Даже легкое потряхивание, вызванное незначительной неровностью дороги, как минимум может привести к появлению небольших дефектов. Но иногда вся перевозимая продукция может быть безнадежно погублена. В этой ситуации не спасет даже идеально ровная дорога. Соприкосновения изделий, а, следовательно, их механических повреждений, избежать будет практически невозможно. В результате такой «экономии» появляется большой шанс получить дефектное изделие.
  2. При перевозке следует избегать ударов. Хотя ЖБИ отличаются прекрасной прочностью, они могут разрушиться от ударов. Причина в том, что изготавливается продукция из железобетона в соответствии с теми нагрузками, которые они должны будут испытывать в процессе эксплуатации. Те воздействия, которыми изделия могут быть подвергнуты при транспортировке, в конструкцию не заложены. Именно поэтому, если в дороге они испытают ударные нагрузки, результат может быть весьма негативным. У ЖБИ могут появиться трещины в основании, иногда достаточно большие, сколы. Может обнажиться арматура. Все это приводит к убыткам. Если такие разрушения произошли по вине поставщика из-за нарушений правил перевозки, следует требовать у компании материального возмещения понесенного ущерба или замены испорченных ЖБИ.
  3. К неприятным последствиям приводят погрузочно-разгрузочные работы, если они производятся неправильно.

Следует помнить — нужно обязательно избегать ударов, так как изделия из железобетона этого не терпят.

Правила транспортировки ЖБИ

Чтобы железобетонная продукция была доставлена заказчику в целости и сохранности, рекомендуется следовать нескольким простым правилам:

  • Правильное выполнение погрузки. Это станет залогом успешной перевозки. При погрузке все изделия желательно оставлять в том положении, в каком предполагается их эксплуатировать. Нужно учесть, что их продольная ось должна располагаться по направлению движения.
  • Чтобы лучшим образом защитить продукцию от вероятных повреждений, которые могут явиться следствие ударных нагрузок, рекомендуется пользоваться прокладками из дерева. Их размещают между изделиями. При размещении конструкций нужно следить за тем, чтобы в них не появлялось лишнего напряжения. Оно может стать причиной дальнейшей деформации ЖБИ.
  • В дороге необходимо обеспечить хорошую защиту изделий. Если предполагается перевозка на большие расстояния, нужно сделать так, чтобы условия в дороге были практически такими же, как при хранении. Такой материал, как железобетон обладает чувствительностью к длительному действию влаги. Вода может вызвать образование грибков, плесени, которые разрушительно воздействуют на материал, ухудшают его механические качества. Чтобы исключить такую вероятность, желательно накрывать продукцию какой-либо водонепроницаемой пленкой.
  • К каждой единице груза необходимо подходить индивидуально. Существует множество железобетонных конструкций, транспортировка каждой из них имеет свои особенности. Обычно доставка плит перекрытия затруднений не вызывает, а канальные весьма чувствительны и требуют предельной внимательности. Чтобы не повредить подобный груз в дороге, железобетонные канальные плиты требуется во время перевозки помещать в пеналы, которые специально разработаны для

    такой ситуации.

  • Пунктуальность — доставка должна быть произведена строго в назначенное время. Необходимо организовать перевозку таким образом, чтобы заказчик получил нужные ему изделия не позже оговоренного срока. Интересы клиентов должны находиться на первом месте.
  • Аккуратность, педантичность. Во время погрузки, в дороге, разгрузочных работах нужно помнить о конечном результате.

При выполнении всех этих правил риск повреждения изделий сводится к нулю, груз будет успешно доставлен клиенту.

Типы железобетонных перекрытий

Бетонные плиты различаются по типам и качеству бетона, из которого изготовлены.

Пустотные перекрытия изготовлены из тяжелого бетона. Внутри них имеются продольные цилиндрические отверстия (воздушные камеры). Они уменьшают вес, благодаря чему уменьшается нагрузка на фундамент и увеличивает скорость возведения здания. Внутри них можно прятать средства коммуникаций. Пустоты образуют внутренний каркас, увеличивающий прочность плиты и долговечность всей конструкции. Кроме того, упрощается транспортировка и монтаж плит.

К недостаткам пустотных железобетонных плит можно отнести их меньшую прочность по сравнению с монолитными плитами.Пустотные плиты используются в строительстве коттедже, гаражей, складов, офисных центров.

Монолитные — самые тяжелые и прочные виды железобетонных перекрытий. Их достоинствами являются простота изготовления и монтажа, а также высокая несущая способность. Недостатки: высокая звукопроницаемость и стоимость изделия. Такие перекрытия сложно производить в зимний период из-за длительного застывания.

Монолитные плиты используют для оборудования теплотрасс и строительства массивных сооружений.

Ребристые имеют продольные ребра. Их профиль напоминает букву П. Они не образуют ровной поверхности, поэтому их не применяют в многоэтажном строительстве. Достоинством ребристых перекрытий является способность выдерживать высокие нагрузки, особенно на изгиб.

Грибообразные бетонные перекрытия – это плиты толщиной от 15 сантиметров, опирающиеся на краевые и внутренние колонны. Из-за утолщений вокруг оголовков колонн такая конструкция по форме напоминает гриб.

Как правильно перевозить и хранить (складировать) железобетонные плиты перекрытия?

Вопрос: Как правильно перевозить, а затем хранить (складировать) железобетонные плиты перекрытия для строительства своего дома?
Весьма часто перед застройщиком стоит задача приобретения крупногабаритных железобетонных изделий, например, таких как плиты перекрытия. Зачастую для перекрытия частных жилых домов применяются сборные железобетонные пустотные плиты типа ПК. Изначально, заводские железобетонные изделия (ЖБИ) отличаются высокой степенью надёжности, соответствуют заявленным прочностным характеристикам и имеют высокие качественные показатели. Однако, немаловажную роль в сохранении целостности и эксплуатационных свойств этих изделий в дальнейшем, может сыграть их транспортировка и хранение. Также, не всегда потребитель имеет возможность в приобретении ЖБИ непосредственно у изготовителя и пользуется услугами посредников.

Как показывает практика, дефекты и повреждения железобетонных изделий не редко могут произойти из-за двух причин:

  1. нарушения правил доставки;
  2. неправильное складирование и хранение плит.

Транспортировка железобетонных плит перекрытия

Нужно отметить, что железобетонные изделия получают коррозийные повреждения намного реже, чем механические, которые могут возникнуть при их транспортировании. Перевозка железобетонных плит в основном осуществляется грузовыми автомобилями с учётом соответствующих требований перевозки. Плиты перекрытия укладываются в кузов автомобиля штабелями. Укладывать более четырех плит в штабель запрещается. Загрузка и выгрузка изделий выполняется грузоподъемным крановым оборудованием. При нарушении транспортировки железобетонных плит перекрытия, они могут получить значительные повреждения и станут не пригодными для дальнейшей эксплуатации. Порядок и способы транспортировки железобетонных плит перекрытий прописаны в 4 разделе «Транспортирование и хранение» ГОСТ 9561-91.

Для надёжной транспортировки плит необходимо их перекладывать деревянными брусками. Сверху сложенные плиты необходимо пригрузить бетонными блоками. Этот, наиболее безопасный вид транспортировки железобетонных плит, обеспечит доставку изделий до потребителя с наименьшим количеством дефектов. Определенно, данный метод перевозки, позволит исключить образование трещин, скола бетона плиты и обнажения арматуры. Поставщики с хорошей репутацией часто включают в цену плиты перекрытия её доставку и не нарушают правила транспортировки.

Хранение железобетонных плит перекрытия

Прежде чем выполняется монтаж железобетонных плит в проектное положение, они могут продолжительное время подвергаться вредоносному влиянию окружающей среды. Бетон пористый материал и способен насыщаться влагой, например, при хранении изделий непосредственно на грунте, либо под прямым попаданием атмосферных осадков. В этом случае необратимые разрушения могут произойти при насыщении бетона влагой при знакопеременных колебаниях температуры (замораживание-оттаивание). Также при периодическом замачивании железобетонных изделий может возникать процесс выщелачивания (коррозия цементного камня), который негативным образом влияет на прочность бетона плиты и на несущую способность изделия в целом.

Поэтому, если плиты сложены для долговременного хранения то следует позаботиться о накрытии сверху штабелей плит водоизоляционными материалами:

  • полиэтиленовая пленка;
  • рубероид;
  • б/у листы шифера или кровельной стали и пр.

При хранении плиты следует укладывать штабелями (стопками) высотой, не превышающей 2,5 м, монтажные петли должны располагаться вверху. Согласно назначению и окончательному положению железобетонную плиту перекрытия необходимо хранить в горизонтальном положении на ровной поверхности.

Для исключения образования трещин в теле железобетонных плит их следует перекладывать деревянными прокладками-брусками. Под нижний ряд, а также между изделиями следует укладывать бруски из дерева в местах расположения монтажных петель. Таким образом, подкладки необходимо размещать непосредственно друг под другом. Именно такая схема хранения соответствует расчетной схеме на момент подъема плиты краном, которую принял инженер-конструктор при ее расчете.

Перед началом складирования плит необходимо провести следующие подготовительные работы:

  • правильно выбрать место расположения штабелей на вашем участке. Следует помнить, что складированные конструкции не должны мешать проезду техники и проведению земляных работ. Плиты должны складироваться так, чтобы кран с определенным вылетом стрелы имел возможность с определенных стоянок выполнять перекладку плит со штабелей в проектное положение. Не следует складировать плиты в непосредственной близости от границ котлована или траншей (есть опасность сползания грунта стенок котлована и траншей). Также следует выбрать достаточно ровный участок с небольшим уклоном; если участок имеет значительный уклон, то плиты следует складировать поперек его. Если штабелей много, то следует предусмотреть проходы между штабелями шириной около 800 мм. Для удобства монтажников следует складировать плиты так, что бы маркировочные надписи и знаки были хорошо видны (плиты маркируют на продольных торцах плит);
  • подготовить площадку для складирования.При необходимости следует разровнять участок; обеспечить беспрепятственный въезд грузового автомобиля и автокрана на участок;
  • заготовить подкладки под плиты из деревянного бруса.

При складировании плиты следует правильно сортировать при их укладке в штабеля. Так как строители возводят дома снизу в верх, а не наоборот:), то необходимо в вверх штабелей складировать плиты, которые будут монтировать раньше, чем плиты, уложенные в нижних зонах штабелей. Так вам удастся избежать дополнительных финансовых и временных затрат, которые потребуются при перекладке плит в момент монтажа.

Также при складировании следует в штабеля укладывать плиты одинаковой длины и ширины.

Рассмотрим нарушения правил хранения плит и последствия такого хранения на конкретном примере

Фото 2. Характерные ошибки при складировании и хранении плит перекрытия: 1 – нижняя деревянная подкладка имеет недостаточную толщину; 2 — подкладки не находятся одна под другой; 3 – в штабелях хранятся плиты разной длины; 4 — штабель не накрыт сверху водоизоляционным материалом (выполняется при длительном хранении плит); 5 – нет нижней подкладки из деревянного бруса

Фото 3. Трещина в верхней зоне круглопустотной плиты перекрытия, возникшая при неправильном ее хранении. Поврежденная плита непригодна для дальнейшего монтажа (следует покупать и доставлять другую плиту перекрытия).

Надеемся, что данная статья поможет вам избежать ошибок при транспортировке и хранении ж/б плит перекрытия и вы сможете с легкостью построить свой дом мечты без лишних затрат.

Вас консультировали эксперты GIDproekt

Исмагилов Андрей Олегович и Нечаев Кирилл Владимирович

Маркировка

Даже поверхностное знакомство с технологией изготовления плит перекрытия показывает, насколько разными они могут быть. И для полноценного представления о сути каждого изделия, о его предназначении важно уметь читать маркировку. Она отнюдь не стихийна, наоборот, производители обязаны следовать указаниям ГОСТа 2016 года. Обычный порядок обозначений таков:

  • вид конструктивного элемента и изделия;
  • длина;
  • ширина (высота всегда одна и та же, потому не прописывается);
  • допустимый уровень несущей нагрузки (1 единица равна 100 кг на 1 кв. м);
  • категория арматуры;
  • прочие параметры.

В последнюю группу входит информация о:

  • сопротивляемости едким и агрессивным веществам;
  • сейсмической стойкости;
  • сопротивляемости низкой температуре;
  • закладных элементах либо специальных отверстиях.

Буквами П, ПТС либо ПП обозначают полновесное монолитное изделие. За сокращением ПГ либо ПР скрываются сплошные плиты ребристого типа. Если плита маркирована как ПВ, то это означает неразрывную оребренную плиту с вентиляционными проемами. Когда готовятся отверстия под фонари, применяют обозначения ПС либо ПФ. Сочетание символов ПЛ означает, что перекрытие рассчитано на легко сбрасываемую крышу.

Легко сбрасываемая кровля из арочных и сводчатых ребристых плит может маркироваться, как ПОС, ПОВ, ПОФ, ПОЛ. Что касается пустотных плит, они маркированы по числу точек, на которые опирается плита. Изделия класса Т опираются на 3 стороны, а изделия К — на все четыре. Если буквы вовсе нет, это означает, что конструкция рассчитана на поддержку с обеих сторон. Плиты ПК и ПГ отличаются от других пустотных (ПБ) методом производства.

ПГ, ПК — означает заливку в опалубочную конструкцию. А вот ПБ означает формовку на непрерывном конвейере. В результате удается обеспечить гладкость и защищенность на очень высоком уровне. Кроме того, ПБ не имеет существенных ограничений длины. Потому можно применять такие плиты в местах с нетипичными габаритами.

Но формовочная плита имеет относительно узкие отверстия. Не допускается сверление таких изделий, потому прокладка коммуникаций сквозь них невозможна. Кроме того, маркировка указывает и на вид бетона. Буква С обозначает повышенную устойчивость к сейсмическим сотрясениям, а Я – ячеистые материалы.

Далее:

  • М — мелкое зерно;
  • С — плотные силикаты;
  • Л — легкие;
  • Ж — стойкость к нагреву;
  • П — пескобетон;
  • Н — нормальная проницаемость.

На практике серии пустотных плит нет регламентированных марок. Однако в их описании могут указываться некоторые параметры.

Так, маркировка ПК 15-13-10 ПК — это ряд технических характеристик, таких как:

  1. 15 — длина конструкции в дециметрах.
  2. 12 — толщина в дециметрах.
  3. Цифра 10 является наиболее важной и указывает на допустимую нагрузку в 10 кг на 1дм2.

Виды и особенности по способу опирания

Строительные нормы СНиП регламентируют возможность опирания плит перекрытия на стены по 2, 3 и 4 сторонам. Но здесь все зависит от разновидности железобетонных изделий и конструктивных особенностей армирующего каркаса. Так, ЖБИ марок ПБ могут опираться только на 2 стороны, а ПК выпускаются нескольких типов по количеству опорных сторон.

По двум сторонам

Опорой для подобных изделий служат 2 противоположные стеновые конструкции. Укладка осуществляется узкими сторонами, поскольку армирование выполнено в продольном направлении.

Предлагаем ознакомиться Срок годности яиц куриных: Правила хранения домашних и магазиных яиц по ГОСТу в домашних условиях при комнатной температуре

Рисунок 6. Опирание ЖБИ по 2-м сторонам

По трем сторонам

Эти плиты предназначены для перекрытия П-образных пролетов в углах зданий. Возможность монтажа по 3-м сторонам обеспечивается благодаря усиленному торцевому армированию.

Рисунок 7. Укладка изделия с опорой на 3 стороны

По четырем сторонам

ЖБИ данных видов обычно применяют в сложных конструкциях, где требуется оптимальное распределение повышенных нагрузок, и при возведении дополнительных надстроек. За счет наличия армирующего каркаса по всем торцам опирание пустотных плит перекрытия может производиться на 4 стены.

Как покупать плиты перекрытия

1. Заявку на поставку жби отправляйте поставщику в письменном виде и обязательно дождитесь выдачи счета. Проверьте в нем список наименований, позиционное количество товара. Это избавит о недоразумений при фактическом получении плит. Не тот размер или не то количество чревато допоставкой или обменом, что в случае с подобными габаритными грузами обойдется в копеечку.

Предлагаем ознакомиться Установка теплицы из поликарбоната: что необходимо знать

2. Обязательно интересуйтесь у продавца названием непосредственного производителя материала. Вы сможете зайти на его сайт и проверить отзывы о качестве продукции, посмотреть репутацию.

3. Обращайте внимание на марку бетона, использованного на отлив плит и его качества.

4. Требуйте приложения паспорта качества на поставляемый вам товар.

Сертификат качества на плиты перекрытия

5. Получая плиты, пересчитайте их количество и в обязательном порядке произведите их внешний осмотр на возможные дефекты, вроде трещин, сколов и т.п. Если таковые имеются, известите об этом поставщика и составьте акт дефектуры с подписями свидетелей осмотра. Возможно, в дальнейшем эта бумага вам очень пригодится.

Как изготавливают

Плиты перекрытий пустотные изготовляются на основе разных типов и серий бетона. В их числе:

  1. Силикатные.
  2. Легкие.
  3. Тяжелые.

При выпуске полых конструкций на базе перечисленных типов бетонной смеси задействуются разные технологии и способы:

  1. Без опалубки. Для изготовления таких изделий применяют автоматизированное оборудование с поддержкой функции вибрационного уплотнения. Заготовка постепенно проходит по линии и обрабатывается с помощью автоматики, которая придает ей правильную геометрию и габаритные размеры пустотных плит перекрытия. С целью повышения плотности конструкцию снабжают арматурными канатами.
  2. С опалубкой. Бетонная смесь помещается в стандартную металлическую опалубку с металлическими стержнями и арматурой. Когда круглопустотные плиты проходят процедуру трамбовки, их обрабатывают в гидротермических камерах. По завершении процесса пропаривания продукцию достают из опалубки и оставляют застывать.

Второй метод считается более востребованным, поскольку он выполняется без применения сложного оборудования и технологий. В большинстве случаев его задействуют на промышленных предприятиях, где выпускаются железобетонные многопустотные плиты. Наличие армированных элементов поднимает прочностные свойства.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]