Мы часто видим выбоины, трещины и ямы на дорожном покрытии. Это может быть связано как с естественным износом, так и с неправильным составом смеси и неточным расчетом коэффициента уплотнения асфальта при укладке.
Качество будущего дорожного покрытия зависит от очень многих факторов. Необходимо подобрать оптимальный состав смеси в соответствии с назначением сооружения, рассчитать коэффициент уплотнения асфальта и грунта, подготовить площадку, настроить оборудование и так далее. Также важную роль играют погодные условия во время проведения работ.
Коэффициент уплотнения (КУ) асфальта — показатель, который будет индивидуален в каждом конкретном случае. Получить значение можно только в лабораторных условиях.
Как рассчитывается КУ?
Для определения коэффициента необходимо знать:
- Среднюю плотность смеси;
- Максимальную плотность.
Для начала берется опытный образец асфальтобетонной смеси и рассчитывается его средняя плотность. Как мы помним из школьной программы, плотность это отношения массы к объёму, то есть рассчитать довольно просто. Для получения максимальной плотности смесь нагревают и формируют. Последним этапом является простое математическое действие: среднюю плотность делят на максимальную, получая коэффициент уплотнения асфальтобетона.
Состав смеси для дорожного покрытия
На самом деле, асфальт и асфальтобетон (АБ) это разные вещи. Точнее, асфальтобетон — это смесь различных инертных веществ. Другими словами, это укрепленный асфальт. Так как отличается состав, будет отличаться и способ укладки.
Основой асфальта является битум. В зависимости от назначения будущего сооружения (это может быть не только дорога или тротуар), в битум в различном процентном соотношении добавляют гравий и песок. Это стандартный состав. Сам асфальт в чистом виде напоминает смолу и в таком виде непригоден для строительства.
АБ является более искусственным материалом, в его состав может входить гравий, щебень, песок и так далее. Сфера применения асфальтобетона гораздо шире.
И уже становится понятнее, что коэффициент уплотнения асфальта и асфальтобетона будут отличаться.
В целом, асфальтобетон состоит из трёх основных компонентов:
- Вяжущего;
- Каменного;
- Минерального.
В качестве вяжущего компонента стандартно используют битум (раньше применялся деготь, но от его использования отказались). К каменному относятся гравий, песок, щебень и так далее. При чем, важно не только количество в смеси, но и размер, форма. В качестве третьего компонента выступают минеральные порошки (зачастую из отходов цементных предприятий). Проще говоря, это пыль, которая заполняет пространство между крупными частицами состава.
Также в смесь могут добавляться различные вспомогательные компоненты для укрепления и повышения износостойкости.
Коэффициент уплотнения крупнозернистого и мелкозернистого асфальта также разнятся.
Уплотнение слоёв дорожных смесей при асфальтировании. Укатка асфальта катком.
Организация дорожных работ
4 года назад Асфальтирование Руза, укладка асфальта Руза, асфальтировка Руза, асфальтные работы Руза, асфальтирование территорий Руза, ремонт асфальта Руза, асфальтная крошка Руза, дорожно-строительные работы Руза, ямочный ремонт асфальта, благоустройство территории, укладка асфальтовой крошки, ремонт дорог, дорожное строительство, дорожный ремонт, дорожные работы, строительство дорог, дорожно-ремонтные работы, ямочный ремонт дорог, ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия, ямочный ремонт дорожных покрытий, ямочный ремонт асфальтового покрытия, ямочный ремонт тротуара, обновление асфальта, ремонт асфальтового покрытия, укладка асфальтной крошки в СНТ, обустройство территории, укладка покрытия из асфальтобетона, асфальтирование парковок, асфальтирование стоянок, асфальтирование дворов многоэтажек, асфальтирование гаражных кооперативов, асфальтирование промышленных площадок, асфальтирование складов, асфальтирование дорожек на загородном участке, асфальтирование на даче, асфальтирование придомовых территорий, асфальтирование улиц, асфальтирование спортивных площадок, асфальтирование подъездных путей, асфальтирование парковочных карманов, устройство дорожного полотна, асфальтирование в производственных цехах, асфальтирование стоянок для большегрузных автомобилей, асфальтирование дворовых территорий, асфальтирование тротуаров, асфальтирование малых площадей, асфальтировка площадок, асфальтирование в СНТ, асфальтобетонное покрытие, асфальтирование дорог, асфальтирование автостоянок, асфальтирование автосалонов, асфальтирование территорий предприятий и организаций, асфальтирование траншей, асфальтирование обычно, укладка асфальта в ангарах, укладка асфальта внутри подземных паркингов, услуги асфальтирования, укладка асфальта внутри складов, устройство покрытия из асфальта, асфальт, строительство дорог из асфальта, асфальтирование в труднодоступных местах, текущий ремонт асфальтового покрытия, текущий ремонт дорожного покрытия, устройство нового асфальтового покрытия, устройство асфальтового покрытия, устройство дорожной одежды, полная замена дорожного полотна, замена асфальта, реконструкция дорог, устройство дорог, капитальный ремонт дорог, капитальный дорожный ремонт, капитальный ремонт асфальтового покрытия, капитальный ремонт дорожного покрытия, строительство новых транспортных развязок, комплексное благоустройство территории, комплексное строительство автомобильных дорог, строительство объездной дороги, строительство новых дорог, строительство новой дороги, строительство автомобильных дорог, ремонтные работы дорог, восстановление дорог, строительство грунтовых дорог, устройство дорожного основания, планировка территории, вертикальная планировка, укладки дорожного полотна, отсыпка дорог песком, отсыпка дорог щебнём, устройство оснований из песка и щебня, бетонирование территории, выравнивание (снятие) грунта, устройство временных дорог, прокладка дорог, фрезерование асфальтобетонных покрытий, наращивание горловин колодцев, дренажные и ливневые системы, проливка битумом или эмульсией, обработка битумной эмульсиею, укладка тротуарной плитки, установка бордюрного (бортового) камня, укладка брусчатки, отсыпка дорог асфальтовой крошкой, устройство покрытия из асфальтовой крошки, устройство дороги из асфальтной крошки, устройство газона, озеленение территорий, укладка геотекстиля, монтаж и укладка георешетки, земляные работы, рытье котлована, вывоз грунта, вывоз строительного мусора, асфальтобетонная смесь, дорожные рабочие, бригада асфальтировщиков, бригада дорожников, асфальтобетонный завод, асфальтный завод.
Оборудование для уплотнения асфальта и грунта
Очевидно, что чем больше плотность смеси на этапе укладки, тем меньше дорожное полотно деформируется при эксплуатации. Сейчас выбор оборудования для уплотнения асфальта и грунта широк и позволяет подобрать агрегат для конкретного вида работ. Максимально эффективными можно назвать машины с вибрационным принципом укладки. Такие машины оказывают воздействие как своей массой, так и вибрациями, что значительно сокращает время работы и повышает качество. Агрегаты мирового бренда Atlas Copco представлены широким ассортиментом виброкатков, виброплит и трамбовок.
Вибрационное оборудование является компактным и маневренным и показывает высокий уровень производительности.
При точном расчете коэффициента уплотнения асфальта и правильном выборе технике, сооружение прослужит долгие годы.
Подробнее об оборудовании для трамбовки асфальта читайте в статье.
Crossfinances
Снижение энергоемкости процесса уплотнения щебеночных оснований, расклинцованныхасфальтогранулятом, повышение плотности и прочности устроенного слоя достигается тем, что асфальтогранулят изготавливается в специальных дробильных установках из лома старого асфальтобетона, полученного от разборки асфальтобетонных покрытий дорог, улиц, тротуаров и т.п., и имеет установленный и занормированный зерновой состав, позволяющий наиболее плотно заполнять пустоты между щебенками. Технология производства работ с применением данного материала для достижения требуемой прочности дорожного основания должна быть следующей. Устройство щебеночного основания дорожных одежд производят в два слоя с расклинцовкой асфальтогранулятом каждого из них, что обусловлено необходимостью достижения модуля упругости слоя основания не менее 300 МПа в соответствии с требованиями нормативной документации. По подготовленному подстилающему слою распределяют щебень и производят его предварительное уплотнение. После этого производят одноразовое распределение асфальтогранулята по щебню и его планировку автогрейдером. Вслед за тем кирковщиком производят рыхление асфальтогранулята и верхней части слоя щебня, что необходимо для перемешивания щебня и асфальтогранулята и заполнения асфальтогранулятом пустот в слое щебня. Затем производится планировка слоя и его окончательное уплотнение катками. Применение асфальтогранулята позволяет максимально заполнить пустоты в щебне, а содержание некоторого количества битума приводит к тому, что при температуре укладки и уплотнения асфальтобетонного покрытия битум в асфальтогрануляте размягчается, «склеивая» зерна асфальтогранулята и щебня в единый конгломерат, обеспечивая их неподвижность. За счет заполнения пустот в щебеночном слое асфальтогранулятом повышается плотность основания дорожных одежд, увеличивается ее прочность, модуль упругости основания повышается с исходных 280-300 МПа до 320-340 МПа, т.е. в 1,1-1,2 раза, что увеличивает коэффициент надежности и долговечность дорожных одежд. Другим направлением исследований явилось решение проблемы обеспечения ровности покрытий тротуаров — одной из главных проблем эксплуатации дорожных одежд пешеходных путей из мелкоштучной плитки. Сложность решения данной проблемы обуславливается тем, что плиточное дорожное покрытие состоит из несвязанных между собой отдельных элементов, сцепление между которыми достигается лишь за счет сил трения боковых граней плиток, а ровность покрытия зависит в большей степени от ровности слоя основания. Применяемые до сего момента основания дорожных одежд тротуаров из ПГС или песка не позволяли добиться долговременного сохранения требуемой ровности. Это объясняется рядом причин, главная из которых связана с механикой работы слоев основания из ПГС или песка.
Слой основания дорожных одежд из ПГС или песка является несвязной системой, которая, помимо крупных частиц, исполняющих роль каркаса, содержит и мелкие, в том числе пылеватые и глинистые, частицы. В ходе строительных работ материал основания уплотняется, однако объем пор и пустот остается значительным. Это связано с невозможностью использования для уплотнения оснований пешеходных путей тяжелой уплотняющей техники, а применение легких катков и виброплит не позволяет добиваться должного уплотнения. В ходе эксплуатации зерна таких оснований переупаковываются за счет притока, например, дождевой воды, когда мелкие частицы выносятся из основания, в результате чего основание теряет свою форму. На покрытии тротуара из мелкоштучной плитки образуются просадки и прочие неровности. Метод ремонта дорожных одежд путем добавления под просевшие плитки песка не решает проблемы, поскольку на ограниченном пространстве (одна или несколько плиток) уплотнить отремонтированный участок с требуемым качеством не представляется возможным. Таким образом, единственным вариантом исправления дефектов ровности до настоящего момента было полное переустройство дефектного участка тротуара, что приводило к неоправданным экономическим затратам. Для сохранения долговременной ровности покрытий тротуаров основание дорожных одежд должно быть выполнено из укрепленного вяжущим материала. Использование традиционных вяжущих (битума и цемента) приводит к удорожанию строительных работ. В качестве возможного решения проблемы было предложено использование в качестве материала основания асфальтогранулята. Частицы асфальтогранулята в процессе уплотнения пакетируются в плотный слой с достижением значения модуля упругости слоя 210-220 МПа. Применение природных ПГС и песка позволяет достичь прочности основания только 180-190 МПа. Как видно из сравнения, прочность конструкции дорожных одежд увеличивается не менее чем в 1,25 раза, что повышает надежность и долговечность дорожных конструкций. Кроме этого, в процессе эксплуатации зерна асфальтогранулята за счет имеющегося битума слипаются между собой, что позволяет получать плотный и связный конструктивный слой основания. За счет образовавшихся между зернами асфальтогранулята связей слой основания при работе в обычном режиме позволяет долговременно сохранять первоначальную ровность и сплошность, что определяет требуемую работоспособность дорожных одежд тротуаров с покрытием из мелкоштучной плитки.
Перейти на страницу: 3
Экономико-статистический анализ производительности труда Производительность труда является одним из важнейших качественных показателей работы предприятия, выражением эффективности затрат труда. Уровень производительности труда характеризуется соотношением объема произведенной продукции или выполненных работ и затрат рабочего врем …
Экономика на железнодорожном транспорте Расчет объемных и качественных показателей работы вагонов …
Способ определения коэффициента уплотнения асфальтобетона
01 33/42 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПАТЕНТНЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА УПЛОТНЕНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОНА(71) Заявитель Белорусский государственный дорожный научно-исследовательский и проектно-технологический институт Дорстройтехника научно-производственного объединения Белавтодорпрогресс(73) Патентообладатель Белорусский Государственный дорожный научно-исследовательский и проектно-технологический институт Дорстройтехника научно-производственного объединения Белавтодорпрогресс(57) Способ определения коэффициента уплотнения асфальтобетона, включающий определение средней плотности асфальтобетона и его коэффициента уплотнения, отличающийся тем, что дополнительно определяют истинную плотность асфальтобетона, а коэффициент уплотнения определяют по формуле(56) 1. Оперативный контроль качества земляного полотна и дорожных одежд / Под. ред. А.Я. Тулаева. — М. Транспорт, 1985. — С. 160. 2. ГОСТ 12801-84. Смеси асфальтобетонные дорожные и аэродромные, дегтебетонные дорожные,асфальтобетон и дегтебетон. Методы испытаний. -М. Изд-во стандартов, 1984. — С. 34 (прототип). Изобретение относится к испытанию дорожно-строительных материалов, а именно к испытанию асфальтобетона и определению его коэффициента уплотнения. Известен способ определения коэффициента уплотнения асфальтобетона, основанный на корреляционной зависимости времени прохождения воздуха через поры асфальтобетона от его плотности 1. Недостатком этого способа является большая трудоемкость по установлению корреляционных зависимостей, а также сложность измерительного оборудования. Наиболее близким к предлагаемому является способ определения коэффициента, уплотнения асфальтобетона, включающий отбор образцов из покрытия (кернов или вырубок), определение их средней плотности,изготовление (переформование) из этой смеси в лаборатории образцов при стандартной нагрузке 2, определение средней плотности переформованных образцов и вычисление отношения средней плотности образцов из покрытия к средней плотности переформованных образцов 2. 3067 1 Однако среднюю плотность переформованных образцов (эталонную плотность) определяют при некоторых фиксированных нагрузках и режимах нагружения, что не позволяет судить в каждом конкретном случае относительно величины получаемой и фактической максимальной плотности образца. Задача изобретения — повышение точности определения коэффициента уплотнения и снижение трудоемкости испытаний. Эта задача достигается тем, что в способе определения коэффициента уплотнения асфальтобетона, включающем определение средней плотности образца, дополнительно определяют истинную плотность асфальтобетона, а коэффициент уплотнения вычисляют по формуле К- истинная плотность асфальтобетона (асфальтобетонной смеси), г/см 3 треб 0 . — требуемая остаточная пористость асфальтобетона, . Способ осуществляется следующим образом. Из асфальтобетонного покрытия отбирают образцы-вырубки или керны. От вырубки отделяют три образца, с ненарушенной структурой массой 200-400 г для определения средней плотности. Образцы-керны испытывают целиком. Перед испытанием образцы высушивают до постоянной массы. Среднюю плотность определяют в соответствии со стандартом 2 как плотность асфальтобетона с учетом имеющихся в нем пор. Далее из этой же смеси по 2 определяют истинную плотность асфальтобетона без учета имеющихся в нем пор. На основе определения средней плотности асфальтобетонаи истинной плотности асфальтобетона определяют коэффициент уплотнения Ку по формуле К, треб где 0 . — требуемое значение остаточной пористости асфальтобетона, , устанавливаемое нормами или заказчиком. Пример. Определить коэффициент уплотнения асфальтобетона дорожного покрытия при условии, что треб требуемая величина остаточной пористости асфальтобетона 0 .3 . Отобранный из покрытия дороги образец-керн подготавливают к испытаниям и в соответствии со стан дартом 2 определяют среднюю плотность асфальтобетона, которая равна 2,45 г/см 3. Из этой же ас фальтобетонной смеси по стандарту 2 определяют истинную плотность асфальтобетона(2,52 г/см 3). Следовательно, коэффициент уплотнения асфальтобетона, отобранного из покрытия, будет равен К Предлагаемый способ определения коэффициента уплотнения асфальтобетона является более точным и менее трудоемким по сравнению с известным способом 2. Более высокая точность способа обеспечивается за счет определения истинной плотности асфальтобетона, т.е. максимально достижимой для данного состава асфальтобетона плотностью. Эта плотность не зависит от способа и режима уплотнения асфальтобетона, как это имеет место в известном способе определения эталонной плотности. Трудоемкость способа также значительно меньше за счет того, что отпадает необходимость в переформовании образцов для определения эталонной плотности. Определение истинной плотности асфальтобетона значительно проще. Так, для переформования образца и определения его эталонной плотности трудозатраты составляют 8 чел./час, для определения истинной плотности асфальтобетона — 3 чел./час, т.е, трудоемкость испытания по предлагаемому способу в 2,5 раза меньше, чем по известному. Государственный патентный комитет Республики Беларусь. 220072, г. Минск, проспект Ф. Скорины, 66.
Работа катка. Послойное уплотнение грунта. Как правильно делать
При уплотнении грунта мы хотим обозначить ряд моментов, на которые часто не обращают внимание.
1. Какой показатель грунта необходимо контролировать. В одном случае это плотность скелета сухого грунта, в другом — коэффициент уплотнения.
Поясним: плотность скелета сухого грунта — это соотношение массы грунта на единицу объёма, выражаемая обычно кг/м3 или г/см3. Коэффициент уплотнения грунта — это соотношение текущей плотности грунта к максимально возможной плотности этого же грунта (определяется по ГОСТ 22733 в лаборатории), выражается цифрой (например: 0.95; 0.98).
Какой показатель необходимо контролировать — должно быть прописано в проектной документации или установлено другим документом.
2. Один из самых важных показателей грунта, который устанавливается в лаборатории, это максимальная плотность при оптимальной влажности. По сути это влажность грунта, при которой этот грунт можно уплотнить до максимальных показателей. Поэтому мастера бригад, которые руководят процессом послойного уплотнения грунта, должны знать, какой влажности должен быть укатываемый грунт. Если влажность этого грунта больше или меньше оптимальной нужно принять меры (соответственно либо высушить, либо увлажнить).
Уплотнять грунт, у которого фактическая влажность значительно отличается от оптимальной — неправильно и экономически невыгодно, так как проходов катка требуется гораздо больше и в итоге можно так и не получить требуемую плотность грунта.
3. Необходимо чётко соблюдать толщину укатываемого слоя. Толщина слоя зависит он типа и массы катка. Если делать слои большей толщины, то грунт может не уплотниться до нужных показателей.
4. Если каток оставляет за собой хорошо заметный след, то, как правило, грунт ещё не уплотнен, требуются дополнительные проходки катка. Если после тщательного уплотнения катком, полосы от прохода катка на грунте всё ещё остаются, это значит, что у уплотняемого грунта не оптимальная влажность. В таком случае требуется приблизить влажность грунта к оптимальной (либо увлажнить грунт, либо высушить).
5. Нужно обращать внимание на качество и свойства грунта для обратной засыпки. Часто бывает так, что грунт, купленный и завезённый на стройплощадку, по своим свойствам оказывается не годным. Например, его максимальная плотность при оптимальной влажности ниже требуемой, и его в принципе невозможно укатать до требуемой величины.
6. Нельзя проводить укатку грунта во время дождя. Грунт, напитавший воду, не будет уплотняться нужным образом.
7. Дождливая погода и заморозки могут испортить слои укатанные ранее, их надо будет снимать и укатывать заново.
8. Включать вибрацию на катке. Это действительно помогает уплотнить грунт. Но включать вибрацию нужно после того как обычными проходами катка грунт перестал уплотняться.
9. При укатке щебня и ГПС использовать расклинцовку. То есть насыпать и укатывать грунт разный по величине зёрен (разных фракций), чтобы более мелкие зёрна проваливались между крупными. Это даёт более плотную упаковку зёрен, что в итоге увеличивает плотность грунта. Например, при укатке щебня фракции 20-40, добавить слой щебня фракции 10-20 и сверху добавить и укатать небольшой слой песка.
10. Каждый укатанный слой грунта должен проверяться лабораторией. Только после того как лаборатория подтвердит соответствие показателя грунта (плотность или коэффициент уплотнения) требуемому, можно начинать укатку нового слоя.